История гродненских мостиков — часть 1

Общество
0
0
Поделись с друзьями

В истории гродненских мостов через Неман практически нет белых пятен. Но через Гродно протекает еще речка Городничанка и ее приток Юрисдика. И мосты, а скорее мостики, проложенные через эти две речки, изучены недостаточно. Сколько их было, и как они назывались, когда были построены и когда разрушены? Попытаемся в какой-то степени устранить этот пробел.

Дрезденский план

Самые первые мосты через речку Городничанку показаны на Дрезденском плане Городницы в 1706 г. На нем изображено три моста, один из них мог являться плотиной водяной мельницы. Старейшим же мостом на Городничанке является мост, известный гродненцам как Губернаторский. Кстати, это название он получил уже в XX в., а до этого именовался по-другому: в документах 1828 г. – «каменный мост на Городнице», в 1837 г. – «каменный мост, на Городнице состоящий», в 1840 г. – «казенный каменный на Городнице», в 50-е гг. XIX в. – «каменный, выходящий к Губернаторскому дому», в 1869 г. – Александровский, и вот, уже в начале XX в., появляется топоним Губернаторский.

Появление этого моста на Городничанке можно отнести к 50-м годам XVIII в. Анализ планов и карт г. Гродно показывает, что мост на Городнице появляется на плане Гродно в 1758 г. Он тогда был единственным на Городничанке. Когда мост стал каменным, мы узнаем ниже. Из документов известно, что 30 сентября 1819 г. на заседании Комитета Министров он был «принят на счет казны», т.е. стал государственным.

На плане города 1783 г. мост изображен в виде плотины, которая перегородила Городничанку. В результате образовался водоем до самого моста по ул. Ожешко, там, где сейчас находится Швейцарская долина. А в 1795 г. водоема уже нет, и на плане вновь показана речка.

Через два года составители очередного плана Гродно рисуют под нашим мостом остров. Отсюда следует, что к тому времени конструкция моста была, как минимум, в виде трех арок. В дальнейшем подтверждается факт существования трех арок моста. На планах 1823-1824 гг. на Городничанке в районе сегодняшней Швейцарской долины появляется остров, а в 1836-1838 гг. на обоих рукавах речки впервые – мостики. Сама долина Городничанки получает название Губернаторский сад.

В процессе исследовательской работы в Национальном историческом архиве Беларуси в г. Гродно автор обнаружил весьма интересные документы, которые проливают некоторый свет на историю моста. Приведем отдельные выдержки из этих документов в оригинале. Первый из них называется «Рапорт Гродненского городового магистрата в Гродненскую губернскую строительную комиссию» от 11 июля 1840 г.: «По случаю чрезвычайного наводнения от дождя в ночное время с 10 на 11 июля 1840 г. на речке Городничанке сорваны мосты: 1) принадлежащий ведомству казенному каменный на Городнице; 2) деревянный возле дома для призрения инвалидов; 3) таковой же против казенного сада по Езерской улице; 4) при доме титулярного советника Мироновича и 5) по Езерской улице при корчме «Роскошь». (здесь и далее с сохранением стиля и орфографии. – В.С.)

Далее следует «Рапорт Гродненской городовой полиции правящему должность Гродненского гражданского губернатора, господину вице-губернатору кавалеру Яжевичу»: «Возникшая вчерашнего числа с 9 часов по полудни буря с ливневым дождем разрушила состоящие на речке Городничанке мосты, а именно: каменный, выходящий к г. губернаторскому дому со сводами и фундаментами, равномерно другой деревянный около дома инвалидов, третий, ведущий от Городницы к князю Четвертинскому, возле сада, четвертый – возле дома Мироновича, пятый на Роскоше, а также два в городском саду при губернаторском доме».

Следующий документ называется «Технический список разрушившегося в июле месяце 1840 г. Казенному каменному мосту в Гродно на речке Городничанке». Из него мы узнаем, что «…построен сей мост за Польскаго Правительства, но когда именно и на какую сумму не известно».

Комиссия одобрила

Годы шли, строительство моста не начиналось, составлялись и пересоставлялись строительные сметы. Приведем фрагменты документа, который называется «Выписка из заключения комиссии проектов и смет от 24 июня 1842 г. о постройке деревянного на каменных устоях моста через речку Городничанку»:

«Комиссия проектов и смет, рассмотрев отношение Гродненской губернской строительной комиссии, с следующими к оному приложениями, находит проект моста составленным согласно с замечанием, изложенным в заключении комиссии проектов и смет от 22 апреля 1841 года № 550 и потому признает его в искусственном отношении одобрительным, с тем, чтобы поверхности кирпичной посадки, которые будут засыпаны землею или постоянно находиться в воде, были оштукатурены гидравлической известью; те части, которые будут покрываемы высокими водами как в береговых и речных устоях, так и в щеках моста, были окрашены масляною краскою и чтобы тротуар из асфальта был заменен плиточным или по неимению плиты кирпичным.

Устои моста предполагается по проекту основать параллельно течению реки и речным устоям дано на основании замечаний комиссии проектов и смет в нижних частях со стороны течения воды ледорезов с обшивкою их чугунными досками…

Для освещения моста во время ночи предполагается на каждом береговом устое поставить на концах парапетов 4 фонаря и на речных устоях на столбах по 2; фонари должно выписать из Варшавы или из одной из столиц».

Построить мост запланировали в течение трех лет: «В первом году назначается разобрать части старого моста, оставшиеся по разрушению оного и очистка места для постройки нового моста на том же месте. Построить основания 2-х береговых и 2-х речных устоев. Во втором году построить кирпичные устои моста, построить деревянную связь моста, пол, перила, насыпать дамбы с обеих сторон моста для соединения берегов с мостом, вымостить поверхность дороги булыжным камнем и проч., словом, кончить мост вчерне. В третьем году произвести предполагаемую по смете штукатурку, покрыть тротуары на береговых устоях и дамбах асфальтом, произвести окраску всей мостовой связи перил и железной крыши на тумбах и карнизах, очистить место около новь построенного моста от мусора». В последующем предполагаемое асфальтирование посчитали слишком дорогим, и его заменили каменным мощением.

Уточнил Беттингер

Осенью 1841 г. комиссия в составе губернского архитектора Михоэлса, поручика Корпуса инженеров Арнольда и гражданского инженера Яновского произвела пробную забивку свай. Опытным путем было установлено, что 25 чернорабочих и 2 закоперщика за рабочий день могут забить 4,58 круглых сваи и 3,25 шпунтовых. Произведен был и расчет оплаты рабочих в день: плотник должен был получить за свою работу 70 коп., каменщик – 60 коп., кузнец – 80 коп., слесарь – 90 коп. и т.д. Меньше всего оплачивался труд чернорабочих и дерноукладчиков – по 25 копеек в день. Приведены были также некоторые технические характеристики разрушенного моста. Так, длина парапетов оставшихся частей составляла 241 аршин, высота – 3 аршина. Радиус круга арки моста – 71/6 аршина. (1 аршин = 71,12 см. – В.С.)

Прошло еще несколько месяцев, строительство моста не начиналось, но переписка продолжалась весьма активно. И вот 4 февраля 1844 г. начальник V отделения XII Округа путей сообщения майор Беттингер пишет письмо в Гродненскую губернскую строительную комиссию: «Правление XII Округа предписанием от 20 сего января
№ 71 поясняет, что в 1840 году в городе Гродно во время свирепствовавшей бури река Городничанка выступила из берегов своих, разрушила до основания находившийся на ней мост, существующий 70 лет».

Здесь мы прервем цитирование письма уважаемого майора, для того, чтобы сделать один очень важный вывод. До сих пор мы знали, что каменный мост на Городничанке был построен «за Польскаго Правительства». В письме майора имеется существенное уточнение – 70 лет назад, т.е. если письмо написано в 1844 году, то, следовательно, каменный мост был построен около 1774 года! Вот это и есть впервые установленная дата постройки первого каменного моста на Городничанке.

Американский проект

Наконец, в письме начальника XII округа путей сообщения Гродненскому гражданскому губернатору от 24 мая 1847 г. сообщается, что «Проект и смета на постройку в городе Гродно на речке Городничанке моста по Американской системе на каменных устоях был представлен его Сиятельству Господину Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями при рапорте правления 5 мая 1845 г., но разрешения на оный еще не последовало и что работу на постройку сего моста правление включило в предположение о новых работах на 1848 год».

Дадим необходимое пояснение о конструкции «Американских» мостов – это деревянные мосты по проекту американского инженера и изобретателя Уильяма Гау. Суть проекта заключалась в том, что мостовой пролет являлся деревянной фермой с раскосами, стянутой поперечными железными стержнями – это и было новшеством. Металлические элементы делали мосты значительно прочнее без существенного увеличения веса сооружения. Фермы Гау впервые были использованы при строительстве моста в Америке в 1840 г.

В течение 1847-1849 гг. продолжается активная переписка о судьбах моста на Городничанке, которая заканчивается 27 июня 1857 г. Как видим, с трудом проворачивавшийся бюрократический механизм Российской империи потратил только лишь на бумаготворчество целых 17 лет! Когда приступили к разборке старого, разрушенного наводнением моста и строительству нового, установить пока не удалось. По крайней мере, «Памятная книжка Гродненской губернии на 1860 год» нас информирует: «Для сообщения через овраги реки Городничанки построено 3 деревянных моста на сваях; бывший же каменный мост разрушен при наводнении Городничанки».

Тем временем 6 октября 1858 г. гродненский купец 3-й гильдии Феодосий Сидоровский подал прошение в Гродненскую губернскую строительную и дорожную комиссию прошение, «…коим просит, что по реке Городничанке вверх разрушенного каменного моста тут же при нем в саду он находит, что место последнее удобное для возведения на оном мукомольной водяной мельницы, которая не только могла доставлять гродненским жителям выгоду, но еще главною этой среди города причиною… удобное место для набирания воды в случае несчастливых приключений пожара». Но мельницу на Городничанке так и не построили, т.к. через две недели сам купец отказался от ее строительства «…по случаю недостатка воды».

// Автор  Виктор САЯПИН

0
0
Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button