Общество

История гродненских мостиков — часть 2

В память спасенного

Еще два моста на Городничанке добавляются в 80-е гг. XVIII в. Один из них гродненцы хорошо знают, он находится в районе Швейцарской долины, рядом с памятником Элизе Ожешко. В 1828 г. он именовался «мост «при винокурне Бонифратной», в 1840 г. – «мост против казенного сада по Езерской улице», в 1855 г. – «на речке Городничанке близ окружной лечебницы мост», в 1858 г. – «мост, имеющийся близ Бонифратерского Бровара», а в начале 70-х гг. он стал именным и получил имя Михайловский. Так он и назывался до начала Первой мировой войны, а затем стал вновь безымянным, что имеет место быть и по сей день.

По мнению гродненского историка Александра Севенко, название Михайловский он получил от имени одного из гродненских губернаторов – Михаила Николаевича Муравьева. Позднее и улица, на которой находился мост, стала называться Муравьевской. А мост Александровский стали называть именем Александра II – вероятно, в память «чудесного спасения жизни императора» после покушений на него в 1866-1867 гг.

Михайловский мост от своего рождения был деревянным, ремонтировался на протяжении XIX в. около десятка раз. 25 апреля 1855 г. комиссия осмотрела «состоящий в городе Гродно на речке Городничанке близ окружной лечебницы мост и нашли, что в оном нужно произвести следующие починки: сделать новую настилку 60-ю трехсаженными досками; сделать 6 погонных саженей перил в местах ветхих; одну схватку под мостом укрепить; за сваями под мостом заложить 70-ю погонными саженями досок и за оными досками насыпать землю на 7,5 кубич. саженей вместо вынесенных водою, и решетку починить под мостом 9-ю погонными саженями брусков». Напомним, что в те годы окружная лечебница находилась в здании бывшего «Бонифратерского Бровара», ныне отделения связи на ул. Ожешко.

По смете, составленной губернским архитектором Михоэлсом в апреле 1856 г., «на починку моста в городе Гродно при окружной лечебнице» затрачено было 328 рублей 15 копеек. Ремонтные работы производил подрядчик Елий Гольдберг.

Император поторопил

В связи с предполагавшимся в 1873 г. визите в Гродно императора губернатор распорядился проверить состояние мостов на пути следования императора по городу, и губернский инженер, проведя соответствующие проверки, рапортует губернатору: «Во исполнение предложения Вашего превосходительства от 15 сего июня за № 719 относительно осмотра всех вообще мостов, примостков и труб, расположенных на пути предполагаемого следования Его Величества от вокзала до лагеря, честь имею доложить, что все сооружения, расположенные по этому пути, мною тщательно осмотрены. И следствием того оказалось, что мосты: Михайловский требует исправления перил и окраски оных с фонарными столбами, а в Александровском и Московском следует переменить некоторые доски в настилке…» На ремонт указанных мостов, по предварительным подсчетам, необходимо было затратить от 150 до 200 рублей.

Из дерева – в камень

Гродненская городская управа с 21 июня 1892 г. приняла решение о прекращении проезда через Михайловский мост и направила проезжавшие экипажи мимо губернаторского дома. Основанием послужили выводы о состоянии гродненских мостов, сделанные комиссией: «Акт. 1892 года, мая 26 дня, мы нижеподписавшиеся, осматривали четыре деревянных моста в г. Гродно, содержанные на суммы земства. По осмотре оказалось, что два моста Московский и Архиерейский в настоящее время прочны и не требуют ремонта, но принимая во внимание, что сваи забиты в 1879 г., то в скором времени потребуется замена их новыми.

Михайловский мост, построенный в 1879 г. в частях верхнего строения, прочен, но в виду того, что пролеты между сваями сделаны в семь сажень, то при проезде экипажей по переправе верхняя система ее, состоящая из балок, подкосов, схваток и проч., прогибается и приводит в сотрясение весь мост. Сваи в нижних частях прогнили и при проезде через мост, находясь в невыгодных условиях от сотрясения всего моста, представляют опасность и требуют немедленного укрепления. Но при всем том не далее одного года мост этот должен быть выстроен вновь.

Принимая во внимание, что первоначальное устройство деревянного моста составляет значительную сумму, ремонтное исправление его в течение периода существования около 13-14 лет также составляет значительный расход, то приходим к заключению, что для земства выгоднее и для общественной безопасности надежнее будет устроить каменный мост с одним пролетом над руслом и с земляною дамбою по откосам берегов.

Устройство это хотя потребует значительной одновременной затраты, но таковая с избытком вознаградится от устранения частых периодических ремонтов и возобновлений деревянного моста, требующих значительного расхода. Присовокупляем, что конструкция постоянного моста, а равно число пролетов будет сообразована с местными условиями.

Губернский инженер Небольсин.

Член Губернского распорядительного комитета Архипов.

Губернский Архитектор Золотарев.

Младший архитектор Романов.

Гродненский полицмейстер Гордынский».

Ремонт моста был произведен в октябре того же года, на что было израсходовано 2630 руб. 22 коп. Тогда же вице-губернатором было направлено распоряжение в Гродненское губернское правление с заданием составить проект и смету на строительство нового моста и сообщить, «во что обойдется постройка того же Михайловского моста из дерева».

Губернское правление не спешило с ответом, тем более учитывая, что скончался губернский архитектор Золотарев. Несмотря на это, ряд чиновников получили взыскания. И лишь в мае 1898 г. новым губернским архитектором Романовым были предоставлены в губернское правление проект и смета. В своем рапорте Романов сообщал: «стоимость моста, как видно из сметы, обойдется в 40006 руб. 91 коп. Сметная же стоимость постройки деревянного моста длиною 321/2 саженей высотою до 5 саженей составит сумму около трети стоимости проектированного каменного с земляною насыпью моста. Принимая во внимание периодическое возобновление деревянного моста и ежегодный его ремонт, а равно и постепенное вздорожание местного материала, нельзя не признать необходимости устройства каменного постоянного моста».

В пояснительной записке к проекту моста сообщались его технические характеристики: «Мост полуциркульный однопролетный длиною 5 саженей с горизонтальною забутовкою и концентрическими направляющими проектирован по нижеследующим данным: внутренний радиус 17, 5 футов…»

В столице смету рассмотрели, но не утвердили, т.к. возникли сомнения в необходимости строительства нового каменного Михайловского моста. Наконец, 21 декабря 1899 г. Строительное отделение Гродненского губернского правления протоколом утверждает новую смету: «Рассмотрев настоящим протоколом смету в пересоставленном виде на постройку каменного моста через р. Городничанку в г. Гродно, утвердить в сумме 33267 руб. 27 коп».

Но строительство в ближайшие годы так и не началось, и только лишь в 1913 г. газеты сообщили, что «Министерство внутренних дел утвердило проекты строительства трех железобетонных мостов в Гродно». Один из трех был Михайловский мост. До начала войны его успели построить, ограждение первоначально было бетонное. По всей вероятности, металлическая решетка появилась в 30-е гг. и пережила Вторую мировую войну. После войны первый ремонт моста состоялся в начале 90-х гг.

23 июля 1991 г. мост был закрыт на ремонт, проект которого составили работники малого научно-технического предприятия «Соис» из Минска. Строителями была снята брусчатка, уложенная на улице Ожешко в начале 30-х гг. И на мосту появилась брусчатка-новодел, которая впоследствии не выдержала испытание временем. Менее чем через 10 лет на мосту появились большие ямы и выбоины. И вновь перед работниками коммунального хозяйства города возник вопрос о ремонте моста. Следующий капитальный ремонт начался в сентябре 2008 г. Строители полностью сняли его покрытие, сделали гидроизоляцию, положили новое базальтовое покрытие и капитально отремонтировали металлическое ограждение, большую часть которого сохранили.

// Автор  Виктор САЯПИН

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Статьи по теме

Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: