История о жизни гродненских хиппи. Часть 2

Общество
Поделись с друзьями

Их фотографии висели на городской «Доске сатиры». Их лица виднелись рядом со снимками алкоголиков на городской «Доске сатиры», что была напротив отдела милиции на Социалистической улице. В прямом эфире местного телевидения комсомольские деятели объясняли горожанам, что волосатые молодые люди, которых они видят на своих улицах, — это наркоманы и гомосексуалисты, аморальные типы, способные в кровь избить старушку.

Они устроили демонстрацию, о которой говорил шёпотом весь БССР.
Был август 1971 года. К гродненским хиппи приехали друзья из Вильнюса и Таллинна. Чтобы не раздражать комсомольцев и милицию, компания отправилась на природу к поселку Озеры, в 20 километрах от Гродно. Но кто-то из местных заметил группу патлатой молодёжи и сообщил «куда следует».

В скором времени приехала милиция, всех разогнала, и ребятам пришлось возвращаться в Гродно. Там их уже ждали: около 10 человек вильнюсских схватили, избили и остригли. Гродненские хиппи больше не могли такого терпеть. Тогда и возникла идея о проведении массовой демонстрации.

Всем знакомым объявили, что демонстрацию проведут через две недели, а устроили ее спустя неделю. Уловка, впрочем, не помогла. В день акции милиция и сотрудники КГБ были наготове.
За неделю ребята написали больше десяти плакатов «Руки прочь от длинных волос», «Прекратите террор», «Свободу рок-н-роллу». Для поддержки к ним приехали хиппи из Вильнюса, Таллинна, Питера и Мостов.

Около двух часов дня хиппи начали своё шествие. Все были одеты в джинсы или брюки клеш и цветастые рубашки, в колонне несли плакаты. Впереди вели на цепочке боевого петуха. В сквере на площади их ожидали с плакатами еще около тридцати человек — друзья из Мостов. Они должны были присоединиться к колонне и пройти вместе через всю площадь к фонтану. Туда же небольшими группами подходили хиппи со всего города. На площади процессию встречали зеваки с руганью: «Цыгане волосатые, голубые!».

И вот, ребята выходят на площадь и видят: огромное количество милиции и комитетчиков в гражданском. Кто-то отдает приказы в рупор. В рукавах дубинки резиновые. Кого-то начинают хватать за волосы, кто-то даёт дёру.

Отцу одного из товарищей, работавшего в Фарном костеле, удалось спасти убегающих ребят, впустив в костел и закрыв за ними ворота. Потом он выпустил их в другую дверь, которая выходила на стройку. Во дворах на Замковой улице стояли пустые автобусы, куда заталкивали схваченную молодежь, а потом высаживали в 15 километрах от города, чтобы домой добирались пешком. Тех, кто выглядел особенно вызывающе, тащили во Дворец культуры текстильщиков, что прямо на площади, стригли, рвали клеши, отбирали ремни.

Последствия демонстрации для молодых ребят были жестокими. Некоторых арестованных хиппи показали по телевиденью, других исключили из престижных школ, отчислили из институтов и техникумов. Многие бесследно сгинули в советских психушках.

Это была первая молодежная акция гражданского неповиновения в Беларуси. Теперь об этих временах напоминает только названия улиц и советская архитектура.

// Информация для материала взята из воспоминаний Ирины Чернявка

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button