Общество

Как изменится гродненская синагога?

Гродненская синагога входит практически во все экскурсионные маршруты. За один день ее посещают десятки туристических групп, восхищаясь необычной архитектурой сакрального здания и вдумчиво слушая истории о ее многочисленных разрушениях. И мало, кто знает, что синагога, как и сотни лет назад,  по-прежнему является центром притяжения евреев города. Здесь читают Тору, проводят свадьбы, делают обрезания и собираются открыть первый в республике центр неформального образования. 

Одна из самых красивых, больших и старинных на территории Восточной Европы. Именно так описывают гродненскую хоральную синагогу энциклопедии и туристические проспекты. Однако эти эпитеты лишь частично отражают всю величественность и аутентичность сакрального здания, считает «Гродно плюс». Ведь это как раз тот случай, когда лучше увидеть, чем услышать. За свою  полу тысячелетнюю историю синагога преображалась не раз. И чаще всего причины таких изменений были трагичны — пожары, обстрелы, разграбление вандалами. Своей непохожестью она обязана знаменитому итальянскому архитектору Санти Гуччи, а своим долголетием – еврейской общине, которая каждый раз терпеливо восстанавливала ее, вдыхая новую жизнь в намоленную  веками синагогу.

БОРИС КВЯТКОВСКИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ИУДЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ ГОРОДА ГРОДНО:
— Община на сегодняшний день самых разнообразных возрастов. Мы здесь уже дважды проводили обрезание ребенку на восьмой день в соответствии с еврейской традицией. У нас прошла одна свадьба, пока только одна. Можно сказать, что еврейская жизнь в городе есть, несмотря на то, что,  когда нам передали здание,  нас было две тысячи, а на сегодняшний день нас около 500 человек.

Как изменится гродненская синагога?

Многие уезжают. Но для тех, кто остается синагога – это настоящий дом. Собственно евреи ее так и называют, не храм Божий, а дом-собрание, где читают Тору, молятся, проводят праздники, да и просто обсуждают,  как лучше решить те или иные бытовые вопросы. А еще уже в ближайшее время здесь планируют открыть еврейский центр неформального образования. Сейчас в помещении будущего центра идет ремонт, по его окончании здесь начнут работать пять клубов разного направления: музыкальный, театральный, религиозный и другие.

НАТАН ШАМСУТДИНОВ ДИРЕКТОР ФОНДА «КИСЛЕВ»:
— Центр неформального образования будет показывать, что можно изучать один и тот же материал под разным углом. И каждый человек может воспринимать его по-разному, тем самым мы даем людям шанс делать свои собственные открытия. Почему неформального образования? Они  не просто сидят за партой и изучают это, они все время в движении, то есть локация не только здесь. Она может быть на улице, она может быть в другом помещении, в другой местности. И преподаватели, в чем плюс неформального образования, человек может не иметь корочки, но может так хорошо в ней ориентироваться и иметь желание изучать эту тему дальше, все это позволяет ему это преподавать другим людям.

Как изменится гродненская синагога?

И хотя идея неформального образования не нова, на данный момент в Беларуси аналогов таким проектам нет. Не менее эксклюзивным обещает быть и музей, который сейчас создают в синагоге. Только вот в отличие от многих других стационарных экспозиций, еврейская будет очень «живой» и эмоциональной. В ее создании уже участвуют как жители нашего города, так и те, кто по тем или иным причинам уехал из города, в котором когда-то жил целый еврейский квартал.

ИРИНА ПОЛЯКОВА РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ПРИ СИНАГОГЕ:
— Мы хотим показать еврейский мир изнутри. Это и религиозные праздники, и экскурсанты, это могут быть школьники, молодежь, они могут быть сами участниками этой выставки. Они могут участвовать в мастер-классах, которые тут будут проводиться, дети смогут попробовать блюда еврейской кухни, они смогут поучаствовать в их готовке. Мы хотим привлечь самих экскурсантов, туристов, чтобы они сами формировали выставочное пространство.

И работа над первой выставкой уже началась. Это будет история города в лицах, в воспоминаниях, улыбках и слезах еврейских семей. Первый свиток уже почти готов. Это будет стихотворная исповедь о роде Орлисов. Эта династия жила в Гродно несколько столетий, стояла у истоков зарождения аптечного дела в городе, и помогала возрождать синагогу после очередного в ее истории пожара. Поэтому – это не просто рассказ об одной семье, это одна из страниц летописи целого города.

Как изменится гродненская синагога?

ГЛЕБ ОРЛИС УЧАСТНИК ПРОЕКТА:
— Дед родился в Гродно, когда Столыпин ходил на работу внизу улицы Урицкого, отец на другом конце улицы под ногами у него крутился. Родился в семье адвоката, частного поверенного, который ориентировочно родился в 1833. Отец моего деда был раввином, который по сведениям историков, он был среди жертвователей на эту синагогу.

Открытие выставки состоится в сентябре. Параллельно с ней ведется работа и над другими проектами, которые сделают музей не только интересным, но и в лучших еврейских традициях, прибыльным. Но, все это вопрос будущего, а  сейчас, как и сотни лет назад, синагога  остается для гродненских  евреев домом, наполненным светом, воспоминаниями и молитвой.

Поделись с друзьями