Как правильно хвалить детей: «молодец», «умница»? Это не лучший способ

ЛюдиОбщество
0
0
Поделись с друзьями

Как правильно хвалить детей? Казалось бы, сказал «молодец» или «умница» — и хорошо. Психолог Татьяна Скибо убеждена, что это не лучший способ поощрить ребенка. Она делится секретами похвалы, которая действительно работает. Рассказывает rebenok.by 

Фото носит иллюстративный характер

Прежде всего, стоит заметить, что положительное подкрепление крайне важно для развития ребенка и формирования у него адекватной самооценки. Ему необходимы наша любовь, поддержка, внимание и проявление положительного отношения. Но как именно мы его проявляем? Самые распространенные средства — улыбка и то самое слово «молодец», которое в воспитании можно считать словом-паразитом. Такое обесценивание «молодца» связано, во-первых, с тем, что оно употребляется бесчисленное количество раз, а во-вторых — с умалением повода: что бы хорошего ни сделал ребенок, как бы ни проявился — все одно «молодец». И удивительнее всего то, что это очень далеко от настоящей похвалы и не решает ее задач.

Как хвалить правильно?

Сегодня специалисты говорят о том, что «молодцовый» подход к похвале игнорирует ценности, мысли и чувства, лежащие в основе поведения ребенка.

Так, ребенок может поделиться конфетой по разным причинам: «пусть похвалят» или «пусть другой не голодает». И нашему «молодцу» в данном случае не интересно, что им движет. Мы формируем внешне одобряемое поведение и растим «охотника за похвалой», который и будучи взрослым без поглаживания по головке не сможет чувствовать себя уверенным и спокойным.

Надеюсь, вы уже задумались над вопросом, как быть. И понимаете, что избавиться от привычки бесконечного оценочного реагирования трудно. И дело не просто в уменьшении количества положительных отзывов, как считают сторонники точки зрения, что похвала должна быть заслуженной. Нет. Важно осознание того, что оценка всегда связана с навешиванием ярлыков, с рамками и ограничениями, внутри которых мы безраздельно управляем. Тогда как наша цель — помочь ребенку стать самостоятельным и самоценным, то есть развить у него необходимые умения и навыки и сформировать адекватное отношение к самому себе.

Фото носит иллюстративный характер

Вот какой может быть альтернатива «молодцу» в трудной или впечатляющей ситуации:

Ничего не говорите

Даже если вам представляется, что хорошее/плохое поведение ребенка — это лишь удачное / неудачное стечение обстоятельств, которое нужно подкрепить/разрушить, —  попробуйте не реагировать. Если только это не вопиющее безобразие или проявление гениальности!

Ребенок может быть разным (как и вы), он не может быть всегда исключительно положительно образцовым (как и вы).

Разрешите самой жизненной ситуации формировать у него новый опыт действия и оценки.

Дайте понять, что вы видите

Это могут быть простые безоценочные высказывания типа «О, ты уже оделся!», «Я шла помогать, а ты сам справился», которые сигнализируют, что вы в курсе достижений. Или развернутые высказывания по содержанию и процессу: «Какое яркое и теплое солнце на твоем рисунке!», «Посмотри на Аню. Видно, что она очень обрадовалась конфете, которой ты поделился!»

Согласитесь, что это ведь совсем не похвала, а приглашение к размышлениям о качестве того, что и как сделал ребенок. При этом акцент с вашей оценки смещен на чувства самого ребенка и тот эффект в других людях и обстоятельствах действия, который им произведен.

Больше спрашивайте

Еще более предпочтительнее описания, о котором речь шла в предыдущем пункте, вопросы.

Спросите у ребенка:

— Что он сам думает о своем поступке или рисунке?

— Что было сделать труднее или легче?

— Что он чувствует и испытывает по завершению дела?

Такие вопросы способствуют не только закреплению того или иного действия через его осмысленное восприятие, но и поддерживают интерес к деятельности.

Фото носит иллюстративный характер

Казалось бы, приемы не сложные. И действенные, если вы вспомните себя в подобных ситуациях оценивания ваших действий или их результатов. Однако наши поведенческие стереотипы настолько сильны, что, наверняка, потребуется определенное усилие для освоения нового навыка похвалы. Уверена, у вас все получится! Главное — желание и тренировка.

В завершении разговора на эту непростую тему хочется сказать, что отмена похвалы в воспитательных целях совсем не означает, что из вашей жизни должны исчезнуть комплименты, выражение восторга и искренней благодарности. Но в каждом конкретном случае вам желательно хорошо себе представлять, какого эффекта вы хотите достичь, насколько вы помогаете своим детям и каков смысл вашей положительной оценки. А по тому, насколько ребенок радуется жизни и умеет ей управлять, вы можете судить о правильности использования оценочных суждений в своей родительской практике.

Читайте также:
Дети и животные: фотографии, которыми можно лечить тревогу и депрессию

Приорбанк предложил платежные браслеты для детей за 20 рублей

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot

Добавить комментарий

Close