Общество

«Мой ребёнок будет отсталым». Гродненка недоумевает, зачем учить дошкольников читать

Уже скоро родители узнают, в какую школу попали, а в какую нет. Меньше, чем через месяц сотни мальчиков и девочек впервые распахнут школьную дверь. Казалось бы, уже всё решено, осталось только ждать. Но мамы придумали новую проблему.

Гродненка переживает, что её сын будет отсталым, потому что все подруги хвастаются, что их дети уже и читают, и пишут, и даже логопед в поликлинике удивилась, что женщина нечитающего ребёнка отдаёт в школу, пишут Белновости.

Лет 10-15 назад все дети шли в 1 класс и там их учили читать и писать, лишь некоторые шли в школу уже обученные, это были единичные случаи. Сегодня уже большинство детей идут в 1 класс, зная весь алфавит, умея писать и читать.

Валерия в недоумении и считает, что матери сами гонятся к звездам, нагружают детей лишним, а потом все дружно возмущаются, что дети перегружены и программа сложная.

– Я не понимаю, зачем учить ребёнка тому, что сделает профессионал и сделает это правильно. Посмотрите программу 1 класса, там изучение букв, слогов.

Так зачем учить ребёнка читать? Что он тогда будет делать на уроках? Сегодня все мои подруги смотрят на меня косо, как будто я ленивая мамаша и мой ребёнок тупой.

Даже логопед удивилась, мол зачем вести ребёнка в 1 класс, пусть чтение освоит, он же будет отставать. Хотя речь у нас чистая и без дефектов.

Изначально мы решили проверить, какую литературу сегодня предлагают дошкольникам. Посмотрели десятки книг и пришли к выводу, что и в сборниках для занятий известных авторов, и в маленьких малоизвестных пособиях уже для трехлетних детей предлагают знакомство с буквами.

Не каждый ребёнок сегодня хорошо разговаривает в три года, зато задания предлагают – найти слова, которые начинаются на определённую  букву, соотнести цифру с количеством предметов. А мы-то думали, что хвостики животным подбирают, хотя и такие задания есть.

Что говорят учителя?

Мнения учителей тоже расходятся.

Наталия Ашкиневич, учитель начальных классов СШ 39 в Гродно, считает, что нужно учитывать психологическую готовность.

– Если ребёнок готов психологически к обучению, то можно его начинать учить чтению до поступления в 1 класс.

Только обучение должно быть основано на желании ребёнка и проходить в игровой форме. К первым занятиям нужно подойти творчески и непринуждённо.

Чтение – новый и важный этап в познавательной деятельности дошкольника. И роль взрослых на этом этапе заключается в создании условий для быстрого приобретения и закрепления навыков.

В гимназии советуют заранее подготовить ребёнка.

– Конечно, ребёнка лучше подготовить. В 1 класс в основном идут дети, которые уже умеют читать, хорошо умеют считать на палочках, некоторые и в уме. Безусловно, каждого научат, но ребёнку будет тяжело, если он буквы увидит впервые, а сосед по парте будет уже бегло читать.

Мы ведём с детьми дневники чтения со второго полугодия и уже к этому времени каждый записывает, сколько прочитал страниц, книг.

В простых школах уверяют, что нечитающие дети потом обгоняют читающих и спешить нет смысла.

– Детки приходят в 1 класс разные по способностям, но нет гарантии, что те, кто уже подготовлен, будут в отличниках. Очень важно, как родители и дома занимаются с детьми, насколько ребёнок усидчив, заинтересован и, конечно, важны способности каждого индивидуального человека.

Все не могут быть круглыми отличниками. Если ребёнку даётся тяжело усвоение информации, то лучше его заранее ознакомить с буквами, попробовать составлять слоги.

В деревенской школе нам сказали, что лучше не учить ребёнка читать, потому что мамы это делают неправильно и потом нужно переучивать.

– У нас в классах по 8-10 человек. Каждого ребёнка мы заранее знаем и родителей тоже. На собрании ещё в мае для будущих первоклассников настоятельно просим не трогать детей и не учить их читать. Буквы учите, цифры учите, но не читайте. Потом такие дети читают неправильно и очень сложно переучить.

Многие родители гордятся, что научили ребёнка и в 2 года читать. Но специалисты считают, что этот возраст для движений, а не знакомства с абстрактными понятиями.

– Сегодня детям не дают много двигаться. Либо долго носят на руках, либо намеренно сдерживают. «Не бегай, не кричи». А потом такие родители удивляются, почему ребёнок капризный, агрессивный.  Дети должны набегаться, накричаться. Не надо этого стесняться.

Если ребёнок весь день будет сдерживать эмоции, то к вечеру он обязательно выдаст всё в истерике.

Давайте ребёнку двигаться. Когда начнутся проблемы с обучением в 12-14 лет, никто и не вспомнит, что в 2-3 года ребенок мало двигался. И не важно, читал он на уровне автоматизма или нет.

В развивающих центрах предлагают различные методики обучения раннему чтению, но многие специалисты уже заметили, что не так хороши эти методики, как кажется. Например, если показывать ребёнку картинки вместе с буквой, то ребёнок воспринимает это как отдельный знак. А ту же букву с другой картинкой может и не назвать.

– Работа с кубиками Зайцева тоже не самый лучший вариант. Дети часто запоминают слоги как отдельные символы, по отдельности, либо в предложении они эти слоги не видят и не воспринимают. Учите буквы, но произносите их как звуки. Читайте сами ребёнку,  а обучение чтению оставьте школе.

Психолог Елена уверена, что заниматься с детьми нужно по возрасту. И не надо спешить вложить то, что ребёнку ещё не понятно.

 – В 2-3 года ребенку достаточно  знать цвета, некоторые формы, животных. Зачем ему читать. Даже в 5 лет не вижу смысла учить чтению. Часто такое обучение растягивается на год, а то и на 2. Ребёнок терпит неудачу, расстраивается. Зачем так делать? Если в 6-7 лет достаточно будет месяца, а то и 2 недель, чтобы научиться читать.

Что думают мамы?

Лера

Ребёнку уже 7 лет. Конечно, он и читает и пишет. Но научили его не мы, а специалисты на подготовке к школе. Ребёнок по прописке относится к гимназии, думаю, там не будет нечитающих детей.

Виктория

Дочь знает буквы, складывает простые слоги. Этого вполне достаточно  для дошкольника. Мы посмотрели на сайтах школ, что должен знать ребёнок при поступлении в 1 класс и научили всему, что нужно. Остальному научат учителя.

Юлия

Мы пытались научить сына читать. Но так нам это и не удалось. Ну, из школы ещё никто не выпустился, не освоив чтение, счёт и письмо.

Поделись с друзьями