На Старом замке в Гродно появился портрет Батория
Общество

«Восстановление подобных объектов допускает определенную долю допущений»
Как нам объяснил Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, техника сграффито характерна и для наших земель. Часть памятников, где она применялась, до сих пор не сохранилась. Но в Гродно, например, есть выполненное в технике сграффито украшение на Бригитском костеле XVII века, также сграффито открыли и в угловой башне Лидского замка.

То, что сграфитто использовалось в Гродненском замке – бесспорно. Его фрагменты сохранились, а некоторые можно увидеть невооруженным глазом, например, с тыльной стороны замка, куда еще не добрались реставраторы. Сказать, насколько портретные изображения, сделанные сейчас, соответствуют историческим реалиям, Антон Астапович не берется:
«Я стараюсь вообще не комментировать тему Старого замка в Гродно. Скажу только, что восстановление подобных объектов, тем более их художественное оформление, всегда допускает определенную долю допущений».


При Батории портрета Батория на башне не было?
Исследователь Николай Волков, занимающийся историей фортификаций, считает, что в Беларуси просто нет специалистов, которые бы квалифицированно занимались темой отделки замков той эпохи. Сами же изображения – портреты древних римских монархов, к которым добавили Батория – напрямую заимствованы из отделки замка Красицкого в Красичине (Польша).

«Выглядят изображения красиво, ничего не скажешь, – объясняет Волков. – Другое дело, что надвратная башня, согласно «Хронике Хашковского», не была достроена при жизни самого Батория: весной 1586 года ее только начали возводить, а в конце года король умер. Как известно, трон достался династии Ваза, которые ценили своих предшественников – Ягеллонов. А вот уважали ли соответствующим образом Батория и могли ли поместить на башне его портрет – совершенно неизвестно. Сведений таких нет. При самом же Батории никаких сграффито на этой башне, с его портретом или без, вообще не успели сделать».

«Фрески с портретами красивые, но сам третий этаж башни – фантазия»
Более того, Волков ставит под вопрос существование третьего этажа надвратной башни в принципе. Мол, на одном из немецкоязычных планов XVIII века написано, что она имела «два этажа». Польские исследователи межвоенного времени уже в ХХ веке прочитали инвентарь по-своему, так как в Польше первый этаж не считается: отсчет идет от второго. Таким образом, архитектор Владимир Бочков напрямую повторил «польскую» трактовку, достроив на воротах еще один этаж, а теперь – еще и украсив его красивыми сграффито.

«На втором этаже размещалась часовня, – продолжает Волков, – Можно даже логично задуматься, мог ли над часовней быть еще какой-то этаж, исходя из правил сакральной архитектуры? В «Хронике Хашковского» часовня названа «костелом», что указывает на ее большое значение. Это значит, что ее планировали освятить. В таком случае, над сакральным зданием не могло быть никой другой надстройки, кроме крыши. Что касается сграффито, повторюсь: это мило и красиво. Но что делать, если все это окажется сплошной фантазией?»
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot