На Старом замке в Гродно появился портрет Батория

Общество
0
0
Поделись с друзьями

Группа художников-монументалистов из Минска почти закончила оформлять надвратную башню замка. Сейчас ее украшают 12 портретов, среди которых король Стефан Баторий. Остальные, как ни странно, оказались римскими императорами.

Изображения выполнены в технике сграффито, характерной для Ренессанса. Наносится один слой штукатурки – цветной. По нему сверху кладут еще один – белый. Ну а дальше художник срезает белый слой в нужных местах, чтобы получилось изображение. В этом случае – профильные портреты в медальонах, грифоны и растительные орнаменты, пишет Белсат.

Украшение в технике сграффито сейчас заканчивают на надвратной башне замка. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

«Восстановление подобных объектов допускает определенную долю допущений»

Как нам объяснил Антон Астапович, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, техника сграффито характерна и для наших земель. Часть памятников, где она применялась, до сих пор не сохранилась. Но в Гродно, например, есть выполненное в технике сграффито украшение на Бригитском костеле XVII века, также сграффито открыли и в угловой башне Лидского замка.

Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

То, что сграфитто использовалось в Гродненском замке – бесспорно. Его фрагменты сохранились, а некоторые можно увидеть невооруженным глазом, например, с тыльной стороны замка, куда еще не добрались реставраторы. Сказать, насколько портретные изображения, сделанные сейчас, соответствуют историческим реалиям, Антон Астапович не берется:

«Я стараюсь вообще не комментировать тему Старого замка в Гродно. Скажу только, что восстановление подобных объектов, тем более их художественное оформление, всегда допускает определенную долю допущений».

Портрет Батория. Фото — Василий Молчанов/«Белсат»
Украшение в технике сграффито сейчас заканчивают на надвратной башне замка. Фото — Василий Молчанов/«Белсат»

При Батории портрета Батория на башне не было?

Исследователь Николай Волков, занимающийся историей фортификаций, считает, что в Беларуси просто нет специалистов, которые бы квалифицированно занимались темой отделки замков той эпохи. Сами же изображения – портреты древних римских монархов, к которым добавили Батория – напрямую заимствованы из отделки замка Красицкого в Красичине (Польша).

Сграффито на Старом замке в Гродно очень напоминает аналог из замка Красичин в Польше (фото lookingwide.pl)

«Выглядят изображения красиво, ничего не скажешь, – объясняет Волков. – Другое дело, что надвратная башня, согласно «Хронике Хашковского», не была достроена при жизни самого Батория: весной 1586 года ее только начали возводить, а в конце года король умер. Как известно, трон достался династии Ваза, которые ценили своих предшественников – Ягеллонов. А вот уважали ли соответствующим образом Батория и могли ли поместить на башне его портрет – совершенно неизвестно. Сведений таких нет. При самом же Батории никаких сграффито на этой башне, с его портретом или без, вообще не успели сделать».

Аутентичное сграфитто на Бригитском костеле в Гродно 1642 года. Фото — Василий Молчанов / «Белсат»

«Фрески с портретами красивые, но сам третий этаж башни – фантазия»

Более того, Волков ставит под вопрос существование третьего этажа надвратной башни в принципе. Мол, на одном из немецкоязычных планов XVIII века написано, что она имела «два этажа». Польские исследователи межвоенного времени уже в ХХ веке прочитали инвентарь по-своему, так как в Польше первый этаж не считается: отсчет идет от второго. Таким образом, архитектор Владимир Бочков напрямую повторил «польскую» трактовку, достроив на воротах еще один этаж, а теперь – еще и украсив его красивыми сграффито.

Надвратная башня и панорама Старого замка. Фото — Василий Молчанов / «Белсат»

«На втором этаже размещалась часовня, – продолжает Волков, – Можно даже логично задуматься, мог ли над часовней быть еще какой-то этаж, исходя из правил сакральной архитектуры? В «Хронике Хашковского» часовня названа «костелом», что указывает на ее большое значение. Это значит, что ее планировали освятить. В таком случае, над сакральным зданием не могло быть никой другой надстройки, кроме крыши. Что касается сграффито, повторюсь: это мило и красиво. Но что делать, если все это окажется сплошной фантазией?»

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot
Close