Почему для Гродно важен «Новый Свет?»: рассуждения молодого студента-историка

Общество
1
0
Поделись с друзьями

«Дело вовсе не в белорусах – история у них достойная, а вот судьба незавидная», — гродненский студент-историк о том, почему важно сохранять культурное наследие.

Алексей Ковтун учится на историка в ГрГУ (Гродненский государственный университет) им. Янки Купалы. Также он интересуется краеведением и культурным наследием города. Он рассказал о своей статье на тему краеведения, почему важно сохранять архитектуру города, и что нужно делать с районом Новый Свет.

Алексей Ковтун

«Идея о важности охраны памятников культуры захватила меня еще в детстве.»

Историей и культурой Алексей увлекся ещё с детства, когда он впервые посетил Францию.

Там культуре уделяется не последнее внимание. Франция — самая посещаемая туристами страна мира. Есть, что смотреть: достопримечательностей много как в пределах крупных городов, так и в провинции. Ещё ребенком я был поражен добросовестному отношения к историческому наследию со стороны фрацузов. Такой я тогда хотел видеть Беларусь. Впоследствии увлекся историей. Узнал в итоге, что и наша страна может похвастаться культурными достижениями и наследием. Поэтому идея о важности охраны памятников культуры захватила меня еще в детстве.

Я хотел и хочу выражать свое мнение в этих вопросах, потому и поступил на историка.

«В утверждении, «история Беларуси – это история колхозов» есть печальная доля истины.»

история 2

Алексей также увлекается краеведением и собирался написать статью на тему формирования территории Гродненского района. Но столкнулся с проблемой — было мало источников.

«Даже бы написал статью на тему краеведения, если бы читальный зал в ГАООГО (гродненский архив общественных объединений) не закрылся по причине пандемии. Тема планируемой статьи была бы не самой востребованной у массового читателя – «Формирование территории Гродненского района в 1939-1941 гг.». Но сейчас в белорусских архивах, кроме протоколов заседаний райкомов компартии, сложно что-то найти.

Для примера, в НИАБ (Национальном Историческом Архиве Беларуси) в Гродно, ответственность которого распространяется на всю массу исторических источников от начала времен до 1917 года (самый старый документ в нем датируется ХIV или XV веком), на данный момент 1418 источников хранения. В ГАГО (гродненском областном архиве), где источники относятся к периоду после 1917 года, и касающейся только одной Гродненской области – 554 762 источников. Сравнивая числа, становится понятно, что в утверждении, «история Беларуси – это история колхозов» есть печальная доля истины. А дело вовсе не в белорусах – история у них достойная, а вот судьба незавидная.»

«..Можно перенести, но не сносить.»

Алексей считает, что жители города должны сохранять культурное наследие города нужно не только для красоты и для привлечения туристов, но и для себя.

«Во-первых это красиво. Думаю, не открою никакого секрета, если скажу, что с современной архитектурой в Беларуси беда. Если в белорусском городе есть красивое здание – почти наверняка оно по совместительству является историко-культурной ценностью (то есть старше 70 лет по определению).

Иногда и дельные современные проекты в стране появляются, но и ради них никак не стоит жертвовать историей. На деле же белорусские города утопают в типовых, не самых эстетически и культурно ценных объектах так, что один от другого не отличишь. А если и отличишь, то именно по центру – месту, где есть всё культурное наследие. Поэтому, дельное оправдание для уничтожения памятников культуры представить сложно. Это утверждение распространяется на малые архитектурные формы. Представляющих культурную значимость, в крайнем случае можно перенести, но не сносить.

В последнее время говорят про развитие туризма. Опять же, туристу должно быть, что показать, иначе зачем ему сюда ехать? Да и местным, уверен, жить в городе, где уважительно относятся к культуре, приятнее. Где бы при одинаковых доходах предпочел жить читатель, в Бобруйске или Флоренции? Разбежка в населении в двух городах не критичная, но пропасть между ними большая. И дело именно в культуре, в том числе, в его наследии. Поэтому те, кто настаивает на «ненужности» в ХХI веке памятников культуры, не понимают, как важно сохранять культурное наследие. В конце концов, уничтожение наследия прошлого, с научной точки зрения — варварство.

И только в Беларуси берут и возводят дома из газосиликата в культурном центре Минска (имею в виду застройку ул. Зыбицкой, вместо которой можно было или восстановить историческую, или возвести что-либо другое). Или спешат в восстановлении одного из символов главного города-музея – Старого замка в Гродно. Это сопровождается спорами в научном сообществе.

Наконец, нередко банально халатно относятся к тому наследию, которое есть и не требует вмешательства. Например, слонимские священнослужители теперь пытаются установить связь с богом из памятника архитектуры барокко XVII в через золотой купол-луковицу, совершенно на нем неуместный. Это не отражает и сотой части тех проблем, что существуют сегодня в стране в сфере охраны историко-культурного наследия. Поэтому об этом следует говорить.»

«В Литве Новый Свет сочли бы находкой для города. У нас же хотят снести.»

Также Алексея волнует судьба района Новый Свет. Он считает, что вместо сноса старых домов, их нужно восстановить и использовать в целях города. Пример такого использования — Литва.

история 1

Споры о том, представляет ли он историческую и культурную ценность ведутся давно, но пока безуспешно для стороны, выступающей за его сохранение. Эта ситуация связана с предвзятым отношением многих белорусов к деревянной и межвоенной застройке. Сам район способен представлять туристический, исторический, урбанистический, научный и экономический интерес.

Пример тому – удачное использование подобных по характеру объектов в Вильнюсе или Риге. А в Гродно дело не ограничивается только возрастом его старой усадебной застройки: есть редчайшие для мировой строительной практики памятники деревянного конструктивизма.

Замки и храмы есть во всех соседних странах, а вот Новый свет, сочетающий в себе объекты, относящиеся к истории архитектуры нескольких десятилетий рубежа ХIХ – ХХ веков, — только в Гродно. Этот район имеет все шансы стать одним из символов нашего города. Через Новый свет не проходит оживленных магистралей, район хорошо озеленен, живописен и даже лучше парадного центра сохраняет аутентичность старого времени. В Литве его бы сочли находкой для города. У нас же хотят снести.

Эксплуатация и восстановление деревянных зданий – дело непростое. Но не думаю, что снос как-то ему как-то может поспособствовать. Если все совсем плохо, и денег не хватает даже на предметы первой необходимости, такие как Ледовый дворец в 16-тысячном Шклове, можно просто подождать до лучших времен. Это ведь так просто – не вредить.

В Гродно есть свежий пример реконструкции межвоенного деревянного здания. Около года назад в «Учительской колонии» закончилось инициированное собственником восстановление двухэтажного особняка в стиле конструктивизм.

история

«Если приложите достаточно усилий – станете лицом своего дела»

Алексей считает важным сохранения культурного наследия города. Но не хочет заниматься активизмом и освещать эту проблему. Он считает, что человек должен этим заниматься, если это необходимо.

«Занимался бы, если бы видел в нем перспективы. Убежден в том, что не в воле людей решать, как им жить. Хотелось бы, конечно, как лучше, но получается не всегда. Тем же, кто видит в светлых идеях будущее, знает как их переложить на практику и делает все возможное, чтобы это осуществить, искренне желаю удачи. От нее зависит многое.

Молодежь (да и не только она) может заниматься активизмом, если считает, что это необходимо (разумеется, если предмет ее интереса не противоречит законодательству, морали и объективным общественным интересам). Если кто-то выступает с назревшей и нужной мыслью, продвигает, пропагандирует ее, — он будет иметь успех. В общем же все изменяется в соответствии с законами развития.

В глобальных вопросах активизм способен лишь приблизить или отдалить неизбежное, но ничего окончательно не предрешить. Более очевидна его роль в частных вопросах культуры, права, организации быта. Здесь есть свободное поле, и он способен внести ощутимую лепту. Если вы компетентны, способны и имеете желание внести свой вклад в окружающий мир — можете переходить к делу. И если приложите достаточно усилий – станете лицом своего дела.»

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close