Образование как ценность: почему диплом не делает человека более образованным?

ЛюдиОбщество
0
0
Поделись с друзьями

Это снова рубрика «Особое мнение», где каждый желающий (то есть и вы) может высказаться на волнующую тему. Сегодня говорим про образование как ценность. Продолжает тему постоянный колумнист портала Newgrodno.by Анна Тицкая.

Вечный студент

В центре моего родного города на площади стоит памятник вождю пролетариата. В детстве, гуляя с дедулей, я часто останавливалась и копировала позу, в которой стоял известный советский дедушка. Дети повторяют если не всё, то многое из поведения взрослых или героев мультфильмов. Я делала то же самое. А Ленин в свое время завещал «учиться, учиться и ещё раз учиться»…⠀

Советский союз распался, когда я была в детском саду, поэтому многое не помню. Знаю однозначно, что образование было бесплатным как в школе, так и в университете.

Моему дедушке это позволило получить аж три высших. Возможно, именно поэтому мне с ним всегда был очень интересно. Сам себя, да и многие знакомые, в шутку называли его вечным студентом.

Выйти за рамки программы⠀

Когда я была на первом курсе института, одним из преподавателей был потрясающий мужчина. Потрясающим и выдающимся он был потому, что учил нас очень простым вещам. Но делал это так, что знания, полученные на его занятиях, мы могли использовать в любой сфере. Он максимально расширял наше сознание и выводил его далеко за рамки своего предмета. Ребята за это его обожали.

Училась я в педагогическом вузе. И, соответственно, надо было не просто знать материал, а ещё и грамотно его донести. Он учил объяснять всё так, чтобы было понятно только по словам. Без жестов и мимики.

«Представьте, что вы вещаете на радио и не можете показать руками размер предмета, о котором рассказываете, — говорил он. — Слушатель должен все понять и найти в своей памяти правильные аналогии, чтобы оживить вашу речь в своем воображении. Должен по вашей инструкции собрать самолёт».⠀

И мы тренировались. Было весело. Вначале мы даже табуретку не могли грамотно охарактеризовать. Со временем у нас стало получаться все лучше, и под конец все мы были мастера слова, способные передать знания дистанционно!

Еще одна колонка автора: Про переезд из России в Беларусь: почему я не хочу жить в Москве

Образование как ценность

Уже тогда этот преподаватель шёл впереди требований образовательного процесса. А ещё как-то задал вопрос о том, что такое высшее образование? И в целом можно ли расценивать образование как ценность? Ответов было много, но результат к которому мы пришли совместно, помню до сих пор.

Настоящее высшее образование — это состояние души. Его не купить за деньги, и оно может не появиться даже после получения диплома. Оно либо есть, либо его нет. Определяется оно именно реальной потребностью, желанием и возможностью человека учиться вне стен учебного заведения и без присутствия наставника и контроля с его стороны.

Мы размышляли о том, что присутствие в человеке истинного образование выявляется и в разговоре, и в ежедневных поступках. Что высшее образование, как профессиональный актер, который может сыграть роль кого угодно. И публика ему поверит.

А что касается модного ныне дистанционного образования? Чем оно — по сути — отличается от заочного? Можно ли говорить, что оно более или менее эффективное, нежели классическое, очное? Зависит качество полученных знаний от учителя? От ученика? Изучаемой дисциплины? Каких-то других критериев?

Кто-то считает его формальным и малозначимым. Кто-то, наоборот, отдает только ему предпочтение, особенно в реалиях современности. Фраза «на вкус и цвет» уместна и тут.

Онлайн вместе с офлайн⠀

В 9-м классе я была в образовательном лагере на осенних каникулах, и за неделю мы должны были написать и сдать проекты по нововведениям в школьном образовании. Мы должны были предложить что-то такое, чего, как нам казалось, не хватает системе в действительности.

Один мальчик тогда выступил с идеей интерактивного образования. Говорил о том, как было бы здорово, чтобы ученики, которые не могут присутствовать на занятиях, могли наблюдать за уроком класса и учиться вместе с ним из любой точки мира. Веб-камеры в кабинетах и электронные журналы в его идеях на тот момент выглядели немного футуристично, потому что такое техническое обеспечение было достаточно дорогим.

Но спустя почти 20 лет эту смелую идею из его воображения воплощают во многих школах!

Да, что говорить, дистанционное образование сейчас — одна из самых актуальных тем и сфер и для обсуждения в педагогической среде. И для тех, кто относит себя к вечным студентам. Как я, кстати.⠀

Думаю, что тот мальчик, теперь уже мужчина, неоднократно вспоминал свое выступление. Ведь он по сути предугадал, что случится в будущем.

Учиться везде и всегда⠀

Вообще, образование доступно не только в школе — реальной или виртуальной.

Не просто же так говорят, что жизнь — это самая большая школа для человека. И каждый из нас — и чей-то ученик, и для кого-то учитель.

Во взрослом возрасте выбирать, где, как, у кого и чему учиться, становится проще. Легче становится также осознавать свою ответственность передачи знаний и образа мысли. Даже своим ежедневным примером.

Учиться, учиться и ещё раз учиться, товарищи!

анна тицкая

Анна Тицкая — художник, дизайнер, нумеролог, астролог. Пишет терапевтические сказки. Чтобы больше узнать об Анне, зайдите на ее страничку в Instagram.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и героев публикаций.

Особое мнение Анны Тицкой: Что делать, если мои соседи мусорят

Как вы считаете, можно ли расценивать образование как ценность? Поделиться мнением можно также в наших группах в соцсетях или в комментарии к статье. Есть другая тема, достойная широкого обсуждения? Напишите на info@newgrodno.by, и мы опубликуем ваш материал или напишем вместе!

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close