«15 дней — это нормально?». Простая инструкция по гарантийным срокам и возврату обуви в Беларуси

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Купили босоножки со стразами, а вечером поняли, что бес попутал? Или отжалели ползарплаты на сапоги, у которых потом отклеилась подошва, а продавец говорит «А уже всё, надо было раньше»? Это поправимо, если знать свои права (это не для всех просто).

Как убедить продавца вернуть деньги за обувь: все о праве покупателя на  возврат - Филиал БрГТУ Пинский индустриально-педагогический колледж |  Филиал учреждения образования «Брестский государственный технический  университет» Пинский индустриально ...

Onlíner вместе с «Региональным обществом защиты прав потребителей» переводит законодательство на понятный каждому язык. Сохраняйте, чтобы не потерять.

Какие гарантийные сроки на обувь и с какого момента начинают отсчитываться?

На все непродовольственные товары установлена так называемая «законная гарантия» — два года. В течение этого срока в случае обнаружения заводского дефекта потребитель вправе обратиться к продавцу с претензией за низкое качество.

При этом обувь (не принимаем во внимание домашние тапочки, например) зачастую относится к сезонным товарам. Для них (в том числе одежды, меховых изделий) гарантийные сроки отсчитываются не с момента покупки, а с начала сезона: для зимней обуви — с 15 ноября, весенней — с 1 марта, летней — с 1 мая, осенней — с 15 сентября. Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона.

То есть во время гарантийного срока, указанного производителем, подтвердить отсутствие заводских дефектов товара должен продавец. По истечении этого срока и в пределах двух лет уже покупателю придется доказывать, что в возникновении дефекта он не виноват.

Если на сапогах указана гарантия 10 дней — это законно? Есть ли какой-то минимум?

Изготовитель обязан установить гарантийные сроки в соответствии с требованиями технических регламентов и иных документов. Но если он по какой-то причине этого не сделал, этот срок должен определить продавец. Если же гарантийные сроки уже установлены обувной фабрикой, то продавец не вправе по собственной инициативе их уменьшать.

— Минимальный гарантийный срок в законе «О защите прав потребителей» не предусмотрен, но он должен соответствовать ТНПА. Так что это не является проблемой, поскольку существует «законная гарантия» — 2 года, — поясняет юрист общества Александра Юмудова.

Поэтому, если вы купили сапоги с гарантией 10 дней, сроки возврата в случае подозрения на заводской брак все равно составят два года. Только доказывать отсутствие своей вины в порче обуви по истечении гарантии производителя придется вам, а не продавцу.

Сколько стоит товароведческая экспертиза и куда за ней идти?

Смотря что вам требуется — проверка качества или экспертиза товара. Так, проверку качества товара может провести сотрудник магазина, возможно штатный товаровед.

— В таких ситуациях выводы проверки, за производством которой потребитель обратится самостоятельно, могут кардинально различаться, — уточняет юрисконсульт.

А вот товароведческую экспертизу имеют право проводить сторонние организации.

Что касается стоимости, то проверку качества продавец обычно выполняет бесплатно, а вот экспертиза — дело недешевое. Но если вы не согласны с выводами продавца, можно принести спорную пару черевичек сначала не на экспертизу, а на куда более дешевый осмотр. Заключение вам не выдадут, но хотя бы подскажут, какова вероятность производственного брака.

— Любое исследование, требующее специальных познаний, стоит достаточно дорого. В частности, за экспертизу обуви вы можете заплатить столько же, сколько и за саму пару или даже больше, это и пугает потребителей. Мы же рекомендуем не отступать, ведь часто экспертные учреждения и общественные объединения практикуют перед производством экспертиз осмотры, которые стоят совсем немного или вовсе проводятся безвозмездно, — советуют в обществе защиты прав потребителей.

Искать тех, кто имеет право проводить экспертизу, можно здесь или в общественных объединениях.

Я не согласен с заключением магазина. Что делать?

Если ваши ботинки слишком быстро развалились, продавец должен провести экспертизу качества и выдать заключение. Но его можно оспорить в суде.

— Для этого в суд подается исковое заявление о защите прав потребителя, и в ходе рассмотрения дела назначается новая экспертиза (по требованию сторон или по инициативе суда), — поясняет юрист. — Но важно понимать: судебная экспертиза достаточно дорогостоящая (как правило, она стоит в 1,5—2 раза больше). Несмотря на то что первоначально ее обычно оплачивает продавец, в случае, если эксперт не найдет в товаре производственных дефектов, эти расходы могут потом взыскать с покупателя. Поэтому зачастую мы рекомендуем провести еще одну досудебную экспертизу в другом экспертном учреждении. Она выйдет гораздо дешевле судебной и все-таки позволит убедиться в своей правоте, чтобы смело идти в суд. Однако две досудебные экспертизы имеют одинаковую юридическую силу, и, вероятно, все равно придется в итоге обращаться в суд. 

Купил обувь — дома она разонравилась. Можно вернуть?

Качественную обувь можно вернуть или обменять, если она не подошла или не понравилась, в течение 14 дней с момента приобретения. При этом важно соблюсти предусмотренные законодательством условия, основные из них — не носить обувь и никак не видоизменять ее.

То есть, если вы купили босоножки на распродаже в декабре, то их гарантийный срок начинается не со дня покупки, а с 1 мая. Но если вы их не носили и просто передумали, вернуть можно только в течение 14 дней со дня покупки, а не с начала сезона.

На замки и подошву гарантия не распространяется. Это нормально?

Хотя в гарантийном талоне часто указано, на какие части распространяется гарантия, а на какие нет, на самом деле делить обувь таким образом нельзя.

— Закон прямо предусматривает, что гарантийные сроки на комплектующие обуви и составные части основного изделия исчисляются в том же порядке, что и на само основное изделие. Так что если вы обнаружили любой дефект в любой части обуви, обращайтесь к продавцу, — советует эксперт.

Какие поломки обуви чаще всего происходят из-за производственного брака?

На практике наиболее проблемная зона любой обуви — подошва. Но даже если она у вас отклеилась, еще не факт, что в этом виноват криворукий производитель.

— Многие обращаются к нам по вопросам отклейки подошвы. Практика показывает, что чаще всего это является следствием нарушения технологии проклейки. Но простому потребителю сложно разобраться, какой характер носит дефект — эксплуатационный или производственный, даже если он понимает, как выглядит заводской брак, — говорит Александра Юмудова.

Обязательно ли иметь при возврате чек и коробку?

Зависит от причины, по которой вы возвращаете обувь. Если вы ее носили и имеете претензии к качеству, то не нужен ни чек, ни коробка. Но вместе с тем необходимы какие-либо другие доказательства, подтверждающие приобретение товаров у конкретного продавца. Можно даже свидетельские показания.

Если обувь качественная, а вы просто хотите вернуть покупку (при условии, что не носили ее и еще не прошло 14 дней), возвратить товар вы должны в потребительской упаковке, в которой он был продан. Кроме того, нужны доказательства приобретения товаров в магазине (это может быть не только чек, но и свидетельские показания, переписка с продавцом и пр.).

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button