Общество

Отели в санаториях и шведский стол. Как «безвиз» способствует развитию медицинского туризма в Гродно

Иностранным пациентам не надо ждать в очередях, а низкие цены позволяют окупить дорогу и проживание. 

Белорусские санатории превращают в отели и заводят шведский стол, чтобы привлечь туриста, но планов по иностранцам на местах еще не доводят. Свобода исследовала, как развивается медицинский туризм после введения «безвиза» в Гродно.

За 22 месяца «безвиза» в Гродненской регион через пункты пропуска Гродненского района приехали более 100 тысяч безвизовых туристов. Наряду с посещением родственников или их захоронений, ностальгией по советским временам или молодежной заинтересованностью к последней диктатуре Европы стоит еще одна причина, чтобы пересечь западную границу Беларуси — забота о своем здоровье.

Туристов на Гродненской вокзале встречает реклама медицинских услуг
Туристов на Гродненской вокзале встречает реклама медицинских услуг

Однако «медицинский туризм» в Гродно пока остается чудесными лекарствами, которые любят обсуждать фармацевты, но которые мало кто отведал из пациентов. Похоже, аптекари пока не до конца понимают, в какую тару его разлить и на какую полку поставить.

Пока единицы, а не поток

Сказать, сколько «медицинских туристов» посетили Гродно, невозможно. Никто не ведет их общего учета, некоторые не отслеживают даже на местах. Мол, для этого нужно посадить отдельного человека, который бы спрашивал, это посетитель из безвизовых туристов. Понятно, что пока иностранцев единицы, а не поток.

«Ажиотажа у нас нет, но, тем не менее, стали ездить. В этом году за полгода было 33 иностранных пациента, в прошлом году за такой же период — 16», — говорит Маркетолог Гродненского областного клинического госпиталя Наталья Марченко .

Коридор гродненского областного госпиталя
Коридор гродненского областного госпиталя

«Резкого роста после введения» безвиза» не заметили», — комментирует главная медсестра медицинского центра красоты и здоровья в Гродно Елена Мещанская .

В санаторий «Озерный» в Гродненской районе, который вошел в зону «безвиза» только с начала этого года, для оздоровления пока приехали около 15 человек, говорит менеджер по туризму санатория «Озерный» Михаил Кажуро .

Лечатся преимущественно «соседи» пожилого возраста

Преимущественно приезжают из соседних стран: больше литовцев, есть поляки и латвийцы. В областной больнице добавляют к этому пациентов из Испании, Италии, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Израиля. По-прежнему приезжает много русских, но для них введение «безвиза» не очень что изменило.

Схема размещения корпусов гродненского областного госпиталя на трех языках
Схема размещения корпусов гродненского областного госпиталя на трех языках

Возраст типичного безвизового пациента — 50+. Однако санаторными услугами начали пользоваться не только пожилые люди. В этом году в «Озерный» в целом приезжало много (по сравнению с прошлыми годами) семей с детьми, возраст родителей — от 35 лет.

Сотрудники медицинских учреждений отмечают, что специально «медицинских туристов» небогато. Часто иностранцы лечатся «заодно», когда посещают в Гродно родственников, едут на экскурсию. Или это гости из Африки и Азии, поступающих учиться в вузы.

В медицинском туризме пока не заинтересованы даже иностранные турфирмы, ибо это не массовая прибыль.

«Медицинский туризм — дополнительное, а не главное наш направление. Это индивидуальные процедуры, едут по 1-3 лица. Для нас важнее направление, когда едет целый автобус на экскурсию», — объясняет специалист польского бюро путешествий «Юниор» в Белостоке Евгений Лавренюка .

Белорусские турфирмы как одна говорят, что пытались искать клиентов для госпиталей, но «не пошло», так как лечиться если едут, то напрямую, без посредников. У некоторых на интернет-страницах остался баннер «медицинский туризм», но он никого не приводит, говорят сотрудники медицинских учреждений.

Почему едут к нам?

1. Более низкие цены

Даже расходы на дорогу и проживание в большинстве случаев не перебивают экономию на операциях или диагностике.

2. Хорошее качество услуг

«В медицине большую роль играет доверие к качеству услуг. Белорусские врачи на хорошем уровне. Но нельзя сравнить, лучше или хуже, они чем польские», — говорит Евгений Лавренюка.

3. Нет очередей, как на родине

Иностранцы в Беларуси ускоряют лечение где-то на полгода.

«К нам они приезжают на бариатричную хирургию (лечение ожирения) в течение пяти дней, а у них срок оказания услуги — до полугода. То же самое диафрагмальной грыжи — у них планово ждать можно по полгода, у нас для них в течение дня обследование, на следующий день операция. Через 4-5 дней — выписка», — объясняет Наталья Марченко.

Маркетолог говорит, что в областной больнице популярная диагностика одного дня «сегодня на сегодня», когда врач принимает пациента в день обращения.

Ее слова подтверждает и польский турагент Лавренюк, приводя в пример ультразвуковое исследование, которого в Польше нужно ждать дольше, чем в Беларуси.

4 Для меня нет языкового барьера для соседей

Большинство пациентов из соседних стран в таком возрасте, которые в школе еще обязательно изучали русский язык. Евгений Лавренюк отмечает, что на Гродненщине нет проблемы, чтобы найти общий язык и по-польски.

Объявление о платные услуги в областной больнице
Объявление о платных услугах в областной больнице

5. Близко ехать

Для соседей это отдельный плюс. Например, от польского Белостока до Гродно — около 85 километров. На границе граждане стран Евросоюза имеют преимущества в очереди и могут пройти пограничный переход скорее белорусов, возвращающихся из «закупок».

Насколько у нас дешевле?

Медицинские услуги для иностранцев в Беларуси дороже, чем для белорусов. Несмотря на это, туристам из-за границы часто выгоднее лечиться у нас.

Пластическая, бариатричная хирургия, лапароскопия, по словам Натальи Марченко, обойдутся иностранцам из Западной Европы в 2-2,5 раза дешевле в Гродненской больнице, чем у себя на родине. Так, за бариатричную операцию они отдадут 2,5 тысячи евро у нас — 6 тысяч евро у них, за маммопластику (операцию по изменению формы груди) 1,5 тысяч евро у нас — 3,5 тысячи евро у них.

Цены на проживание и питание в Гродненских санаториях близкие к европейским, говорит Михал Кажуро, однако медицинские услуги на 30-40% дешевле.

«Для жителей Подмосковья цены на Гродненщине в два раза ниже, чем у них на родине, но такого уровня, как у нас, по их словам, там нет», — продолжает менеджер по туризму.

Евгений Лавренюка говорит, что в среднем экономия на медицинских услугах в Гродно для поляков выходит в 20-30%.

Что популярно?

  • ультразвуковая диагностика
  • МРТ
  • лабораторные исследования
  • консультации офтальмолога, флеболога (занимается, в том числе, венозными патологии), хирурга, лора
  • лапароскопичные операции
  • бариатричная хирургия
  • пластическая хирургия: блефарапластика (коррекция формы век), ринопластика (коррекция формы носа), увеличение груди, удаление новообразований
  • микрохирургия глаза (лечение катаракты, глаукома)
  • протезирование зубов, имплантация, хирургия, лечение
  • лечение заболеваний позвоночника
  • санаторные услуги

«Мы начали подстраиваться не только под запросы россиян»

Планов по иностранным пациентам пока еще не доводят, смеется Наталья Марченко, — нереально их ставить. Зарплаты у врачей тоже не выросли от того, что появились иностранные пациенты.

«Мы начали подстраиваться под запросы не только восточных туристов (россиян), но и смотреть, чего хотят западные туристы», — отвечает на вопрос о влиянии «безвиза» Михаил Кажуро.

Вне сезоном в санатории «Озерный» ввели услуги отеля. Группа иностранцев может остановиться на одну ночь, вечером 80 минут провести в аквапарке, посетить бесплатный концерт, остаться на дискотеку, а утром съесть завтрак. Все это за 19 евро — стоимость ниже среднего по Гродно.

С начала года такой услугой воспользовались более 300 безвизовых туристов.

«Нам не совсем выгодно принимать их на одну ночь. Представьте, 50 человек переночевали, нужно все номера после их убрать. Нам выгоднее три лица, которые приедут по путевке. Но у этих 50 человек после появляется желание приехать по путевке, с семьями. К нам скоро приедут 20 человек из Латвии, которые раньше у нас ночевали», — говорит Михаил Кажуро.

К тому же они ввели новый вариант питания — «шведский стол». Раньше было только заказное меню.

Санаторий обновил сайт и пока дорабатывает русскоязычный вариант, обещают сделать и по-английски.

Реклама медицинских услуг на странице гродненского «бязьвизу»
Реклама медицинских услуг на странице гродненского «безвиза»

В «Озерном» планируют также разработать программы специально для безвизовых туристов: короткую — на уикенд, длинную — на 10 дней для молодых семей с детьми и для взрослых людей.

Как раскрутить медицинский туризм?

В медицинских учреждениях говорят, что хотят увеличить поток клиентов и количество услуг, но каким образом, почти никто не объясняет. У многих на интернет-страницах почти через два года действия «безвиза» еще нет информации на английском, польском, литовском языках. Но говорят, что планируется.

«Вовсе не обращаются, — категорично отвечают в одной из частных Гродненских стоматологий. — Подождите! Но мы хотим, чтобы обращались. Мы пытались сотрудничать с турфирмой, но у нас не сложилась. А что другие говорят? Если вы что-то нам разумное подскажете, то мы будем рады их видеть».

Государственная стоматологическую поликлиника в Гродно
Государственная стоматологическую поликлиника в Гродно

Гродненские торговцы медико-туристических услуг хотели бы, чтобы термин «безвиз» увеличили до 30 дней не только для туристов «через Минск», но и «через Гродно».

Тогда туристы могли бы, например, воспользоваться операции по кохлеарной навороты, которая улучшает слух и держит не менее 10 дней без учета диагностики. Также можно было бы после сложных операций направлять пациентов на недельную реабилитацию в санаторий.

В санатории «Озерный» полный курс рассчитан на 12 дней. Теперь приходится его сокращать до 10, на дополнительные два дня уже никто не приезжает еще раз. Увеличение срока безвизового въезда хотя бы до 15 дней решило бы вопрос.

Наталья Марченко говорит, что они заинтересованы в сотрудничестве с турфирмами, но те не рекламируют медицину.

Евгений Лавренюка соглашается, что рекламы недостаточно. Он полагает, что белорусским медицинским учреждениям следует отдавать больше средств на рекламу в Польше.

«После того как были большие рекламы в польских медиа, мы получили сотни телефонных звонков», — говорит он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Статьи по теме

Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: