На пригородных и междугородних автобусных маршрутах усилили контроль за оплатой проезда. Почему?

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

В редакцию «Гродненской правды» обратилась гродненка. Женщина сетовала на то, что водитель маршрутки несвоевременно выдал ей билет за поездку. В итоге женщине не оплатили его в организации. Возможно, эта история станет для кого-то поучительной. Тем более, как выяснилось, случай в регионе не единичный.

проезд

Ирина Францевна возвращалась из Минска в Гродно, где была в командировке. Водителя предупредила, что ей нужен билет для отчета. Сделав по пути санитарную остановку в районе Ивья, водитель собрал деньги у пассажиров и выдал билеты тому, кто требовал.

Файл_010.jpeg

– Я даже не придала значения, что время выдачи билета позже на два часа, чем время отправления маршрутки из Минска. Положила в кошелек и все. А вот в бухгалтерии моей организации возникли вопросы. Сказали, что мне не могут оплатить его, поскольку выдан позже, чем отправился микроавтобус. И вообще усомнились, что я ехала из столицы, – рассказывает свою историю наша читательница. – А потом и вовсе сказали, что я принесла поддельный билет и надо с ним разбираться. Хотя я здесь ни в чем не виновата и не отвечаю за действия водителя.

проезд

Файл_002.jpeg

Чтобы установить истину, организации пришлось обратиться в ГП «Оператор пассажирских перевозок».

– Был такой случай. Речь идет о частном перевозчике. Мы по системе навигации устанавливали, что такая маршрутка действительно отправлялась из Минска, потом делала санитарную остановку в районе Ивья. Но подтвердить, что женщина ехала именно из столицы, а не подсаживалась по пути, мы не можем. Считаю, что здесь отчасти есть и вина самой пассажирки, которая вовремя не потребовала билет, – рассказывает директор ГП «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй. – К сожалению, случай не единичный. В последнее время к нам стали обращаться организации, столкнувшиеся с подобными ситуациями.

Файл_015 Пацуй.jpeg

Тема, когда пассажиры не требуют у водителя билет, по-прежнему актуальна, подчеркивает собеседник. И с ней стараются бороться контролирующие службы, но, говорят, пока пассажиры сами им не помогут, искоренить вряд ли удастся. Хотя подвижки имеются.

– Наша организация отвечает за все маршруты в Гродненской области, кроме города Гродно. На всей территории региона на протяжении года мы проводим контрольные проверки как самостоятельно, так и совместно с Госавтоинспекцией, транспортной инспекцией. Какие только меры не применяем, чтобы научить водителей соблюдать Правила пассажирских перевозок в плане выдачи проездных билетов, в том числе на гражданских автомобилях, без опознавательных знаков, выезжаем на контроль. Кроме того, с перевозчиками в договоре прописали, что за безбилетный провоз пассажира предусмотрен штраф в размере двух базовых величин. Это стало дисциплинировать, но пока в полной мере проблема не решена, – обеспокоен собеседник. – Поэтому, пользуясь случаем, обращаемся к пассажирам через СМИ.

– Был такой случай. Речь идет о частном перевозчике. Мы по системе навигации устанавливали, что такая маршрутка действительно отправлялась из Минска, потом делала санитарную остановку в районе Ивья. Но подтвердить, что женщина ехала именно из столицы, а не подсаживалась по пути, мы не можем. Считаю, что здесь отчасти есть и вина самой пассажирки, которая вовремя не потребовала билет, – рассказывает директор ГП «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй. – К сожалению, случай не единичный. В последнее время к нам стали обращаться организации, столкнувшиеся с подобными ситуациями.

проезд
В этом автобусе все пассажиры были с билетами

И все – «зайцы»!

Начальник отдела организации перевозок ГП «Оператор пассажирских перевозок» Вадим Васильев в качестве доказательства актуальности поднятой темы приводит следующие цифры. В июне их контрольная служба проверила 57 автобусов пригородного и междугороднего сообщения, в девяти из них выявлены факты безбилетного проезда. Причем бывает и такое, когда все пассажиры перевозятся с нарушением. В одной маршрутке, например, было восемь пассажиров и ни у одного не оказалось билета на руках, в другой – из восьми человек выявили троих безбилетников, в третьей и вовсе все 11 пассажиров ехали без билета. В мае контролеры зафиксировали нестандартный случай: в 15-местном пригородном автобусе находились 20 безбилетных пассажиров. И примечательно то, что люди проезд оплатили.

Файл_000.jpeg

– В месяц проверяем примерно 50-60 автобусов, всегда есть нарушения, обычно в 9-12 точно выявляем. Нагрузка на контрольную службу возросла. Если в 2017 году официально было 17 частных перевозчиков в регионе, то в настоящее время договоры с нами заключили уже 72, – подчеркивает Вадим Васильев. – Кроме нас, еще и сами перевозчики проводят контрольные мероприятия в отношении своих водителей. За январь–июнь текущего года в области составлено 1763 протокола за безбилетный проезд.

проезд

Из-за того, что водители не выдают билеты, а пассажиры их не требуют, вытекает еще одна очень важная проблема для перевозчиков: не виден реальный пассажиропоток. Были случаи, когда из-за этого необходимость в том или ином рейсе ставилась под вопрос.

– Фирмы-перевозчики изучают пассажиропоток по выданным билетам, выручке. И вот одна из фирм пришла к выводу, что некоторые рейсы на пригородном маршруте надо сократить. Однако люди отрицательно восприняли эту новость, ссылаясь на то, что пассажиров там достаточно. Мы провели мониторинг и действительно убедились, что пассажиропоток достаточно высокий, но по выданным билетам ситуация противоположная. Мы пошли гражданам навстречу, фирме дали месяц на исправление ситуации. Хотелось бы, чтобы люди понимали это и не делали хуже сами себе, – акцентирует внимание Дмитрий Пацуй.

Многие думают, что основная функция контрольной службы: найти, словить и наказать. А на самом деле – нет, уверяет директор:

– Это второстепенная функция. На самом деле сделать так, чтобы окупаемость и рентабельность перевозок были выше. От этого выиграют все: пассажиры, заказчики, перевозчики. Чем больше людей будет требовать билет, тем больше будет окупаемость и тем меньше придется тратить бюджетных денег. Наши заказчики – облисполком, горисполкомы, райисполкомы только приветствуют это. И просят, как можно чаще проверять водителей. Мы выступаем как промежуточное звено между заказчиком и перевозчиком.

Файл_008.jpeg

Преследуют личную выгоду

По словам контролера данной организации Сергея Демьяновича, государственные перевозчики редко оказываются в числе нарушителей, вопросов больше к частным:

– Иногда водители проезжают мимо и даже не останавливаются, нетрудно догадаться, с чем связано такое поведение. Но на таких «непослушных» водителей управа есть. По договору между нами и перевозчиками предусмотрен штраф за неостановку автобуса для проверки и срыв проверки – 4 базовые величины. В целом благодаря нашей работе удается пресекать противоправные факты, но некоторые водители все равно рискуют, преследуя личную выгоду. На прошлой неделе остановили микроавтобус частного перевозчика, ехал по маршруту Гродно–Скидель. Перевозил 6 пассажиров, ни у одного не было билета. Сами люди пояснили, что деньги заплатили, но проездных билетов не получили. За нарушение договорных обязательств сам перевозчик получит штраф и накажет водителя.

Например, в ОАО «Автобусный парк г. Гродно» также заинтересованы в том, чтобы Правила пассажирских перевозок строго соблюдались, вся выручка шла в кассу, поэтому контролируют своих водителей. Это подтверждают и результаты проверок.

проезд

– В 2020 году контрольная служба нашей организации выявила 15 фактов безбилетного проезда, в 2021 году – 8, в этом году нет ни одного. То есть контрольные мероприятия дают эффект, – отмечает первый заместитель директора ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Василий Потрубейко.

Вот так работали бы все перевозчики, глядишь, искоренили бы проблему. Ну и, конечно, надежда на пассажиров, которые все же проявят благоразумие в своих же интересах…

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button