Как помочь подростку определиться с профессией. Советы эксперта

Общество
0
0
Поделись с друзьями

C какого возраста задавать ребенку вопросы «Ну что, куда поступаем?» и что делать, если годы идут, а школьник по-прежнему растерянно пожимает плечами в ответ? Мы обсудили эту тему с экспертом и пришли к выводу, что мучить вопросами несчастного ребенка, конечно, не стоит. А вот искренняя родительская заинтересованность действительно может помочь, пишет rebenok.by.

Консультантом выступила Римма Шидловская. Специалист по профиориентации, ведет профориентационную программу и лагерь для подростков «Твой выбор».

Когда вообще стоит задумываться о профессии? За год-два перед поступлением или раньше?

— Знакомить ребенка с разнообразием мира профессий можно начинать с детства — обращать внимание на разные профессии, рассказывать про свою работу, почему и как вы ее выбрали. Более или менее осознанно отнестись к выбору будущей сферы ребенку следует, начиная с 8-го класса. На это есть несколько причин.

Во-первых, сегодня все больше и больше ребят начинают искать альтернативу школе после 9-го класса. Это связано и с желанием сменить обстановку, и с возможностью получать профильное образование уже в подростковом возрасте. Для того чтобы качественно выбрать учебное заведение, нужно уделить этому время — сравнить варианты, разобраться в своих способностях и предпочтениях, чтобы к моменту поступления не нести документы «туда, куда прохожу по среднему баллу», а выбрать направление, в котором действительно хочется развиваться.

Заранее нужно начинать выбор вуза и тем, кто решил заканчивать 11 классов в школе. Очень грустно, когда выпускник находит подходящий вариант, а времени на подготовку попросту не остается. Один из моих учеников подобрал себе великолепный вуз в России, но из-за того, что подтянуть за год историю РФ оказалось слишком сложно, с мечтой пришлось расстаться и выбирать альтернативный вариант.

И еще момент. За границей в некоторых вузах подача документов происходит иногда раньше, например, еще в 10-м классе. Плюс у вас могут запросить портфолио вашей активной деятельности за предшествующие два года. А это значит, что уже с 8-го класса вам нужно собирать историю своих участий в различных программах, конкурсах, олимпиадах, чтобы подтвердить интерес к выбранному направлению.

С чего начать? Как родитель может направить ребенка?

Без сомнения, родители лучше других знают своего ребенка, они видели, чем он интересовался в детстве, чем увлекается сейчас. Всевозможные кружки и секции могут дать хорошую подсказку, к чему ребенок проявлял искренний интерес. И, конечно, при выборе будущего профиля для ребенка родители ориентируются на оценки в школе.

Часто учеба в школе оставляет желать лучшего. Тогда нужно проанализировать причины неуспеваемости. Причина плохих отметок может быть связана вовсе не с отсутствием интереса к предмету — сказаться может общая обстановка в классе, где ребенок не чувствует себя в безопасной дружественной среде; или, к примеру, с учителем отношения не заладились, а отсюда и отсутствие интереса к его предмету. Все это нужно обсудить с ребенком. Оказавшись в другой обстановке, например, рядом с хорошим репетитором, школьник может показать совсем другие результаты. Учитывайте этот момент.

Что еще могут сделать родители? Найти или организовать небольшие мастер-классы от профессионалов в интересующей сфере. Так подросток не только получит ответы на свои вопросы, но и сможет попробовать профессию в действии.

А как же профориентационные тесты? Они вообще нужны или это трата времени?

К сожалению, для многих родителей понятие профориентации по-прежнему ассоциируется с результатами теста на выбор профессии. И если уж говорить откровенно, результаты этих тестов зачастую вызывают недоумение, на эти данные сложно опираться в дальнейшем выборе.

Допустим, показал тест, что ребенку больше всего подойдет профессия танкиста (реальный случай школьника). И что вам делать с этими данными? Довериться результатам? Сделать еще один тест?

Известно, что ребенок, выполняя тест, может исказить ответы, предположив, к чему ведет тот или иной вопрос. Также у него может быть плохое настроение, что тоже может отразиться на результате. Могу сказать, что в работе профориентолога тесты играют роль примерно на 7−10%. От этих результатов можно оттолкнуться, но они никак не могут быть основой для принятия решения.

Ребенок сделал выбор, но родителям он кажется неправильным. Надо ли переубеждать?

Прежде чем сказать ребенку, что его выбор «неправильный», постарайтесь ответить честно самому себе на вопрос: почему вы так считаете?

Вы думаете, что выбранное ребенком направление не имеет перспектив? Тогда спросите себя, провели ли вы глубокий анализ этой сферы или это мнение, основанное на ваших убеждениях? Проанализируйте все возможные варианты развития в выбранной ребенком сфере — это покажет подростку, что вы искренне заинтересованы ему помочь. Часто бывает, что у детей постоянно меняются интересы, и родителям кажется, что выбранное направление — «снова ненадолго». Обсудите решение ребенка, спросите, что именно привлекает подростка в этой специальности? Подростки действительно часто ориентируются на мнение друзей, представляют себе будущую работу так, как это показано в фильмах, поэтому мнение компетентного взрослого будет очень ценным для них. Если вы, конечно, искренне заинтересованы помочь, а не склонить ребенка на свою сторону.

Иногда родитель сопротивляется выбору ребенка, потому что хочет, чтобы тот продолжал семейные традиции. Ну что ж, традиции — это хорошо, и многие ребята действительно сами проявляют интерес к тем сферам, в которых заняты родители. А если нет? Общаясь с самими родителями, я часто слышу, что первый диплом «я получил (а) для родителей, а потом уже училась (лся) для себя». В современном мире, где все так стремительно меняется и развивается, тратить 4−5 лет на знания, которыми будущий специалист никогда не воспользуется, просто странно.

Познакомьте ребенка с вашей сферой, возьмите с собой на работу, дайте какое-то поручение, покажите, какие специалисты работают рядом с вами. Возможно, интерес проснется сам, и вы это почувствуете. Важно при этом, чтобы ребенок не боялся расстроить родителей.

А если ребенок все равно не знает, чем заняться? «Ничего не хочу, ничего не интересует»

Надо понять, почему ребенок пассивен в этом вопросе. В 15−16 лет принимать решение, чем заниматься в далеком будущем, непросто. Может, за пассивностью скрывается неуверенность в принятии решения? Давление окружающих и стресс могут заставлять подростка оттягивать этот шаг.

Учтите, что в наших школах за ошибки обычно наказывают, и ошибиться в таком важном вопросе, как выбор будущего, может представляться катастрофой. Будьте рядом, проговорите, что наши ошибки — это развитие, что ошибиться может каждый и что не ошибается только тот, кто ничего не делает. А если подходить к вопросу выбора будущего вуза и специальности разумно, проанализировав все возможные варианты, взвесив все «за» и «против», то риск ошибки можно свести к минимуму. Обычно после этого школьники охотнее начинают продумывать разные варианты.

0
0
Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button