Новый «рекламный сбор» в Беларуси: что нужно знать рекламодателям и рекламораспространителям?

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Указом от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» вводится новый сбор – за размещение (распространение) рекламы. Указ № 131 вступает в силу с 1 мая 2022 г.

биллборд - Поиск - Larastock Стоковые фотографии, royalty-free изображения

О том, что данный НПА направлен исключительно на поддержку и развитие государственных СМИ, мы уже писали (см. статью «Рекламодателям предстоит скинуться на поддержку госСМИ». В данном материале речь пойдет сугубо о практических вопросах, касающихся объекта обложения, базы для исчисления, ставки, отчетного периода, сроков представления расчетов, уплаты.

КТО УПЛАЧИВАЕТ СБОР

Плательщиками сбора признаются рекламодатели, являющиеся белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 2 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» рекламодателями являются организация или гражданин:

  • либо деятельность или товары которых рекламируются;
  • либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
  • либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси.

Одновременно в подп. 2.4 п. 2 Указа № 131 введено требование в отношении размещения (распространения) рекламы иностранными рекламодателями. Иностранные рекламодатели вправе разместить на территории РБ рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы.

Под иностранным рекламодателем для целей сбора понимается рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Беларуси или зарегистрированный в иностранном государстве.

Под рекламным агентством понимаются юридическое лицо РБ или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в РБ, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет.

Не являются плательщиками сбора ограниченное количество субъектов хозяйствования. В частности, организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30%, а также исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.

ЧТО ПОДПАДАЕТ ПОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории РБ, в т.ч. в сети Интернет.

Не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы:

  • социальной;
  • мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;
  • размещаемой на досках объявлений;
  • размещаемой в зданиях (помещениях, сооружениях);
  • на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах гос­органов и госорганизаций, а также в СМИ, редакциями которых являются госорганы и госорганизации;
  • оказываемой в виде поддержки организациям физической культуры и спорта;
  • предоставленной рекламорас­пространителю для ее размещения (распространения) на территории РБ рекламным агентством.

Однако последнее исключение не распространяется на рекламу:

деятельности или услуг непосредственно самого рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством. В этом случае рекламное агентство будет признано плательщиком сбора, поскольку является рекламодателем;

деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем. В такой ситуации рекламное агентство также будет признано плательщиком сбора как рекламодатель. Иностранные рекламодатели плательщиками сбора не являются.

Базой для исчисления сбора определена стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.

Стоимость этих услуг должна быть прописана в договоре, предусматривающем оказание услуг по размещению (распространению) рекламы (подп. 2.5 п. 2 Указа № 131). Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без указания их стоимости в договоре является незаконным и запрещается.

Учитывая, что Указ № 131 вступает в силу с 1 мая 2022 г., для дальнейшего оказания услуг по размещению (распространению) рекламы необходимо привести договоры на оказание таких услуг в соответствие с данным требованием.

Таким образом, сбор уплачивается от стоимости фактически оказываемых с 1 мая 2022 г. услуг по размещению (распространению) рекламы. Если услуги фактически оказаны до 1 мая 2022 г., но их оплата осуществляется после этой даты, сбор не уплачивается.

СТАВКИ СБОРА, ПОРЯДОК УПЛАТЫ

Ставки сбора установлены в зависимости от места размещения рекламы:

  • 10% – при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах, в т.ч. внутри салонов транспорта общего пользования;
  • 20% – в иных случаях.

Сбор исчисляется в бел. руб. как произведение базы для исчисления сбора (указанной в договоре стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС) и ставки сбора.

Плательщики сбора:

  • не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме, установленной МНС. Расчет представляется только при наличии объекта обложения сбором;
  • не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплачивают сбор в республиканский бюджет.

Таким образом, первый расчет сбора за II квартал 2022 г. представляется не позднее 20 июля 2022 г., а уплата производится не позднее 22 июля 2022 г.

КТО МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СУБСИДИЯМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ СБОРА

Средства сбора перечисляются в доход республиканского бюджета. При этом воспользоваться средствами могут только госорганизации и только на финансирование производства белорусского (национального) контента.

Так, Указом № 131 предусмотрено, что средства сбора в полном объеме направляются на оказание поддержки в виде субсидий юридическим лицам, на которые возложены функции редакций СМИ, являющимся государственными организациями, и используются на финансирование производства (возмещение расходов на производство) белорусского (национального) контента.

К государственным организациям для указанных целей отнесены:

  • государственные организации;
  • организации, 50% и более акций (долей в уставном фонде) которых находятся в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц;
  • организации, созданные в соответствии с международными договорами РБ, учредителями которых является РБ совместно с иностранными государствами.
Под производством белорусского (национального) контента понимается создание сообщений и (или) материалов, теле- и (или) радиопередач, фильмов, распространяемых в т.ч. посредством сети Интернет юрлицами, на которые возложены функции редакции СМИ, за исключением:

 

  • произведенных юридическими лицами РБ и ИП, зарегистрированными в РБ, совместно (при участии) с иностранными организациями за пределами Беларуси;
  • рекламы, размещенной между теле- и (или) радиопередачами либо прерывающей их трансляцию, кроме социальной рекламы

НДС ПО УСЛУГАМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Указом № 131 на 1% увеличена ставка НДС при реализации услуг передачи данных. Ставка на уровне 25% сохранена на иные услуги электросвязи.

Под услугами передачи данных понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи.

На 2022 год установлены ставки НДС в размере:

  • 26% при реализации услуг передачи данных;
  • 25% при реализации иных услуг электросвязи.

Соответствующие ставки применяются также при увеличении налоговой базы при реализации указанных услуг электросвязи на суммы, определенные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8 и ч. 2 п. 9 ст. 120 НК.

Суммы НДС, исчисленные с оборотов по оказанию услуг передачи данных, уплачиваются по отдельному коду классификации доходов бюджета, из которых 1/26 часть не подлежит отчислению в консолидированные бюджеты областей и направляется на цели, определяемые Совмином.

Источник: «Экономическая газета»

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button