Смотрите, как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

В странеОбщество
Поделись с друзьями

В 1993 году брокерский дом «Атлант-М» выпускает каталог фирм Беларуси с совершенно непритязательной обложкой и малопонятным многим названием «Спонайд-93». В этом издании на 200 с лишним страниц разместили свою рекламу и реквизиты около 700 предприятий.

белорусский бизнес

Были изучены слоганы и рекламные модули 30-летней давности.

ЧТО ТАКОЕ «СПОНАЙД»?

белорусский бизнес

На первых страницах каталога создатели объясняют: «Спонайд — белорусское слово, обозначающее прииск. «Спонайд-93, надеемся, поможет ВАМ сориентироваться на рынке Беларуси, по крупинкам намыть золото своего успеха».

Собственно, коричневая обложка издания — это фотография горной породы с вкраплениями (вероятно) золота.

Это слово было популярным в начале 90-х. В Минске существовали производственно-коммерческие предприятия «Спонайд» и «Рина-Спонайд» (1992–1997 и 1993–2000 соответственно), а в Слуцке в 1997–2007 — ОДО «Спонайд». Но самое известное предприятие с таким именем существует до сих пор: это заслуженный любительский коллектив, театр танца «Премьер-Спонайд» из Полоцка, который появился еще в 1990-м. Театр также дает пояснение: «В переводе со старобелорусского „спонайдзь“ означает то место, где спрятан клад, а в понимании руководителей коллектива „спонайд“ — клад талантов».

СЛОГАНЫ ИЗ ТЕХНИКУМА СЛОГАНОВ

Судя по введению, каталог составлен по следующему принципу: у каких предприятий водились деньги — те заказывали рекламный модуль размером от одной шестнадцатой части страницы А4 и вплоть до целого разворота. Модули могли быть просто черно-белые или с заливкой одним цветом — но были и полноцветные. А кто не мог «позволить себе расходы на рекламу в красивой оправе» — тот получал просто текстовое упоминание в книге.

Сотни фирм воспользовались возможностью и заказали рекламные модули, которые постарались украсить яркими и привлекательными на тот момент слоганами. Некоторые вполне можно использовать и сейчас, но многие выглядят совсем уж наивно или непонятно. Впрочем, смотрите сами.

белорусский бизнес

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

  • «Весной и осенью Вы вспомните о нас» (Бобруйская швейная фабрика)
  • «Неправда, что Вас некому согреть!» (Бобруйская меховая фабрика)
  • «Все ковры, кроме ковров-самолетов» (Витебское ковровое объединение)

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

  • «Чистое отражение, как и отношения с деловыми партнерами» (Гомельская зеркальная фабрика).
  • «Нам в бизнесе помогает муза» (Молодечненская фабрика музыкальных инструментов).

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Многие рекламодатели пишут, что их продукция — решение всех вопросов. Купите резьбовую втулку, или насос, или фанерный щит, — и все проблемы как рукой снимет. «Как вы вообще живете без этих вещей?» — вопрошает Рогачевский завод «Диапроектор».

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

  • «В бизнесе главное — не вылететь в трубу. Вам это не грозит, если ее выпускает Речицкий керамико-трубный завод».

Некоторые рекламодатели считали, что чем больше сведений в объявлении о них, тем с большей вероятностью придут заказчики. Поэтому насыщают рекламные модули такой детальной информацией, которую не во всякой технической инструкции встретишь.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

«Где применяется лунинецкая продукция? Например, у нас налажено производство электродвигателей для привода рыбообрабатывающего оборудования, а также редукторных электродвигателей для рыбоперерабатывающей промышленности» (Лунинецкий завод «Полесьеэлектромаш»).

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

В 1993-м до введения в обиход слова «кринж» оставалась еще четверть века, но некоторые тогдашние слоганы иначе как кринжовыми и не назовешь.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

  • «Всем битумам — битум» (Производственное строительно-монтажное управление «Гомельпромстрой»).
  • «Не только для витебчанок» (швейное ПО «Витебчанка»).

БАНКИ БОГАЧЕ ВСЕХ

Крупные предприятия вроде МАЗа или БМЗ разместили в каталоге рекламу относительно небольшого размера. А вот кто разошелся — так это банки: у них полноцветная реклама — на всю страницу А4.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Среди рекламодателей того времени — крупный акционерный коммерческий банк «Дукат» (принудительно ликвидирован в конце 90-х), гродненский региональный Комплексбанк (из него вышел МинскКомплексБанк, который позже присоединился к Беларусбанку), коммерческий банк профсоюзов «Профбанк (в 1999-м переименован в Белорусский индустриальный банк, в 2010—м присоединен к Технобанку).

Собственную рекламу дают не только банки, но и их отдельные филиалы. Да, в 90-х филиалы имели собственные названия и самостоятельно занимались рекламой. Например, филиалы банка «Поиск» носили имена, похожие на названия отдельных банков: Лучбанк, «Христианский», Академбанк, Прогрессбанк, Энергобанк, Аверсбанк, Бытбанк. А в справочнике «Спонайд» целую страницу выкупил АвтоМАЗБанк — филиал Приорбанка. Учредителями филиала были крупные промышленные предприятия страны: «Горизонт», «Дормаш», «БелавтоМАЗ», «Интеграл», «Гомсельмаш», МТЗ и т. д. Филиал утверждал: «Только у нас клиенты обслуживаются в течение всего рабочего дня» и приглашал выбрать «любую удобную для Вас точку Минска»: Социалистическая, 2 или Партизанский проспект, 95. Отметим, что между двумя этими удобными точками в юго-восточной части города менее двух километров по прямой.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Кроме банков, большой рекламой на страницу-другую могут похвастаться инвестиционные и юридические компании. Например, такие как фирма «Легас», которая обещает выбить деньги из недоброкачественных партнеров и мошенников. Солидно. Все бы ничего, вот только связаться с этими солидными юристами можно было либо по телефону, либо через абонентский ящик в отделении почты на Партизанском проспекте. Офис? Нет, не слышали. В едином госреестре есть сведения о компании «Легас», которая работала с 1992-го по 2019-й, но та занималась промышленным оборудованием и запчастями.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

ПРИМЕТЫ ЭПОХИ

Можно заметить, что и издатели, и рекламодатели налево и направо разбрасываются обращением «Господа!» и «Уважаемые господа!». Сразу после развала СССР любили показать, что «товарищи» уже закончились, все перешли на рыночные рельсы и направляются прямиком в Европу, ведь, как известно, «господа все в Париже».

Также — и это еще одна примета времени — обращения «Вы»/»Вас» непременно пишутся с заглавной буквы. Апофеоз этого пафоса находим в разделе «Металлургическая и топливная промышленность» — рекламная фраза там как будто сегодня сказана и обращена к Европе: «Господа! Старый добрый белорусский торф поможет пережить вам холодные времена!»

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

На полстраницы дает рекламу агентство безопасности «Сюртэ»: «Все виды услуг охраны, детективная деятельность». Название — отсылка к бывшему Управлению общественной безопасности Франции Sûreté. Частный сыск и детективные услуги тогда были легальны, их оказывали некоторые другие фирмы — например, Белорусский республиканский центр детективных служб «Мэта», про который писал даже российский «КоммерсантЪ». У сыскарей тогда были и собственные шевроны на одежде.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

В рекламе можно встретить давно уже позабытую аббревиатуру СКВ — это значит «свободно конвертируемая валюта». То есть доллары и дойчмарки (тоже уже совсем забытые).

Что еще напрочь вышло из обихода — это популярные тогда средства связи: телекс, телетайп, телефакс. И если телефакс до сих пор применяется достаточно широко (теперь его называют просто факсом), то телетайп используют лишь радиолюбители. Телекс и телетайп — родственные технологии, только в телексе информацию надо было вводить латиницей, а телетайп позволял печатать и кириллицей. Телетайп-аппараты выглядели как пишущая машинка с номеронабирателем: набираешь номер абонента, печатаешь текст и тут ж отсылаешь его.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Номер абонента — шесть цифр и позывной. Как правило, это слово описывало род деятельности предприятия. Например, у Витебского чулочно-трикотажного комбината телетайп — 157222 «Нить», у Бобруйской трикотажной фабрики — «Пряжа», у Лидского завода электроизделий — «Свет», у Молодечненской фабрики музыкальных инструментов — «Муза», у Могилевсельмаша — «Плуг», у БМЗ — «Металл», у «Борисовдрева» — «Мебель», у «Белорускалия» (тогда писалось так) — «Калий» и т. д.

Иногда позывные давались по совершенно непонятному со стороны принципу. Скажем, у Гродненского тонкосуконного объединения — «Ясень», у Брестского завода газовой аппаратуры — «Иртыш», у Минского мотовелозавода — «Веха», у завода «Электроника» — «Меч». Или вот Борисовская фабрика пианино — телетайп 301611 «Факел». Особенно иронично в свете того, что фабрика прогорела и обанкротилась.

Номер телекса записывался латиницей с указанием региона. Например, у Комплексбанка — 252403 PLEX SU, у страховой компании «Альвена» — 252221 ALVENA SU. Высший класс — иметь сразу все: и телекс для иностранных партнеров, и телетайп для соотечественников, и телефакс. Телетайпы давно вымерли в промышленном обиходе, но иногда их позывные сохраняются до сих пор. Например, у упомянутого выше лунинецкого завода «Полесьеэлектромаш» (моторы для рыбопереработки) телетайп был «Ротор» — и сейчас адрес сайта предприятия: rotor.brest.by.

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

ЧТО ЕЩЕ ИЗВЕСТНО О КНИГЕ?

Каталог вышел тиражом 9200 экземпляров и рекламировал сам себя на своих же страницах: популярный в те годы карикатурист Олег Попов (работал в «Народной газете») нарисовал иллюстрации, которые показывают, как важен каталог в жизни белорусского бизнесмена. Во введении говорится, что работа над вторым изданием уже началась, но больше под названием «Спонайд» каталог, судя по всему, не выходил. Вскоре появились другие похожие сборники: в 1995—м — «Бизнес-Беларусь», в 1997-м — «Контакт!» (оба — от издательства «Белфакта»).

Как белорусский бизнес рекламировал себя 30 лет назад

Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button