Соцсети или мессенджеры? Специалисты рассказали о самом популярном виде виртуального общения

ДосугОбщество
Поделись с друзьями

О том, как меняется наше общение благодаря технологиям и какие тренды оно задает, разберемся на ярких примеров из разных сфер и мессенджера Viber, одного из самых популярных в Беларуси.

Соцсети или мессенджеры

Мессенджеры заняли лидирующую позицию среди каналов коммуникации для миллиардов людей по всему миру. Сервисы для онлайн-общения доступны круглосуточно и предлагают своим пользователям удобный функционал для решения почти любой задачи: аудио- или видеозвонков с друзьями и коллегами, пересылки медиафайлов, отправки сообщений любого формата и объема

По данным исследования креативного агентства ZAK, в 2020 году мессенджеры стали на 20% популярнее, чем соцсети за счет своего приватного и закрытого пространства.

Из офлайна к онлайну

С 2020 года, когда в мире началась пандемия коронавируса и многие компании перешли на удаленную работу, наблюдается тренд на миграцию общения в сторону различных онлайн-форматов. Согласно данным Hootsuite и WeAreSocial, опубликованным в начале 2022 года, средний пользователь проводил в интернете со всех своих устройств почти 7 часов в день. Так, классические звонки по телефону трансформировались в бесплатные видеозвонки в мессенджерах и в специализированных сервисах. А общение в соцсетях и мессенджерах почти полностью заменило привычную ранее SMS-коммуникацию. Причина такой популярности сервисов для онлайн-общения — резко изменившиеся реалии современной жизни и новые пользовательские паттерны поведения. Скорость развития событий и принятия решений требовала от людей мобильности во всех сферах жизни, в том числе — в общении.

Во время пандемии мессенджеры не просто позволили пользователям общаться друг с другом, но и помогали воссоздавать привычные форматы офлайн-общения: например, совместный просмотр фильмов, участие в рабочих совещаниях, посещение учебных дисциплин. Раньше подобные коммуникационные форматы не ассоциировались с мессенджерами, но сегодня они как никогда актуальны, востребованы и прочно вошли в нашу привычную жизнь. Именно поэтому крупные компании внедряют удобные функции, которые дают пользователям новые возможности для того, чтобы оставаться на связи в любое время и в любом месте.

Так, например, мессенджер Viber отреагировал на потребности пользователей и в 2020 году, на пике роста онлайн-общения, увеличил количество участников групповых видеозвонков, для того, чтобы людям стало еще удобнее общаться прямо в мессенджере.

Кстати, общение в формате видеозвонков в большинстве случаев помогает лучше устанавливать эмоциональный контакт по сравнению с сообщениями или аудио, ведь до 55% информации мы передаем и воспринимаем именно невербально посредством так называемого языка тела (наши эмоции, жесты, мимика).

От почты к чату 

Мир технологий не стоит на месте. Вспомним, например, историю деловых B2B-коммуникаций. Когда-то они успешно велись по факсу. Потом перешли в электронную почту, и во многих случаях она используется до сих пор в  качестве официального канала связи. Однако в последние несколько лет бизнес стал активно переводить рабочие процессы в мессенджеры. Ведь по оценке экспертов, сегодня мессенджерами активно пользуются 1,7 млрд человек, а к 2027 году это число вырастет до 2,7 млрд.

Так, например, благодаря групповым чатам в мессенджерах теперь удобно оперативно решать любые рабочие вопросы как внутри команды, так и с клиентами, партнерами и подрядчиками. В групповых чатах в Viber, например, также можно запускать опросы и голосования по любым вопросам, чтобы быстро собрать обратную связь от всех участников чата, а также закреплять вверху чата важную информацию.

Рост популярности аудиосообщений

С одной стороны, коммуникация трансформируется и из голосового формата переходит в текстовый. В то же время это и обратный процесс: в целях  экономии времени, простоты и быстроты действий наблюдается рост популярности аудиосообщений преимущественно у молодого поколения. Ведь “наговорить” текст можно прямо на ходу. Адресат прослушает его в любое удобное время и ответит.

Наряду с трендом на голосовые сообщения среди молодежи в последнее время в соцсетях кто только не написал или не опубликовал мем про тех людей, которые злоупотребляют “голосовыми” в мессенджерах. К слову, таких пользователей называют “войсерами”. Поэтому, чтобы не быть причисленным к их числу, стоит всегда заранее поинтересоваться у вашего собеседника, комфортен ли ему такой формат. Если времени на прослушивание аудиосообщений не так много, всегда можно использовать функцию ускоренного прослушивания сообщений: например, она есть в мессенджере Viber.

Его величество визуал!

С ускорением темпа жизни и скорости принятия решений нельзя не отметить, что и вся коммуникация становится более быстрой. Повсеместно наблюдается производство контента быстрого потребления — переизбыток информации, а времени для ее изучения практически нет. Усиливается минимализм — это продиктовано необходимостью успеть максимально быстро загрузить контент и попасть в фокус внимания человека в первые несколько секунд. Также сегодня, например, вместо долгих текстовых сообщений в ряде случаев гораздо удобнее общаться в формате  визуальных сообщений. Текстовая коммуникация закономерно эволюционирует, и на смену ей приходит новый формат, сочетающий в себе и текст, и голос, и видео, и, конечно, мультимедийный контент — gif, стикеры, эмодзи и AR-маски.

К слову, мессенджеры идут в ногу с трендами, так, например, в Viber пользователям доступны как привычные всем стикеры и гифки, так и маски и фильтры дополненной реальности, которые появились с мессенджере в прошлом году.

По статистике мессенджера, разнообразные стикеры популярны у 72% пользователей Viber из Беларуси, а GIF используют 48% белорусской аудитории приложения.

Мессенджеры для бизнеса

За последние пару лет бизнес тоже в большей степени перешел в онлайн, чтобы иметь разнообразные возможности для двусторонней коммуникации со своей целевой аудиторий на тех популярных онлайн-платформах, где она уже проводит большую часть своего времени. В ход пошли как бизнес-сообщения, отправляемые с официальных бизнес-аккаунтов (важные уведомления, персонализированные предложения, диалоги с клиентами), так и чат-боты, обладающие широкой функциональностью, включая автоматизацию взаимодействия с пользователями. Важный тренд, на который обратил внимание Viber, — запрос аудитории на двустороннее общение с брендами.

Сегодня пользователи мессенджера могут не только получать, но и сами делиться с брендами сообщениями, фото и видео. Например, клиент, купивший новый стол в магазине и столкнувшийся с проблемой сборки, может получить консультацию в клиентской поддержке прямо через Viber, отправив видео или фото в чат с официальным аккаунтом бренда.

Чат-фикшн или новые социокультурные форматы

Невообразимо, но факт: мессенджеры порождают и новые социокультурные форматы и явления. Один из них — чат-фикшн,  новый жанр сетевой литературы. Его название происходит от английских слов to chat (“болтать”) и fiction (“вымысел”). Это приложения с обычными историями, сюжет которых разворачивается в формате чужой переписки в мессенджерах на экране мобильного устройства.

Развитие таких историй происходит благодаря непосредственному участию самих читателей. Как это выглядит? В специальном приложении на экране мобильного телефона появляется всплывающее первое “сообщение”. Чтобы читать историю дальше необходимо нажимать на экран — будут появляться новые “сообщения” в виде чужого диалога, из которого читатель поймет сюжет.

В современном мире тренды коммуникации меняются как никогда быстро, и не всегда легко успеть отследить каждый новый тренд. Тем не менее, в большинстве случаев именно технологии, и в частности мессенджеры и различные социальные платформы, являются катализаторами и  двигателями этих трендов.

Следите за нами в Telegram, Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button