Хватит $100, чтобы начать свой швейный бизнес. Как два молодых белоруса создали свой бренд сумок

В странеОбщество
+9
0
Поделись с друзьями

Два года назад айтишник, живущий в Минске, и ремесленник из Витебска одновременно стали мечтать об одном и том же — как создать собственное производство современных городских сумок. Теория шести рукопожатий сработала, и уже вскоре они встретились и создали бренд, который уверенно набирает популярность в Беларуси и за ее пределами. В очередном выпуске проекта «Маленькое дело» Onliner рассказывает вам о еще одном интересном кейсе по созданию своего локального бизнеса.

Хватит $100, чтобы начать свой швейный бизнес. Два парня создали бренд сумок

Итак, знакомьтесь с основателями бренда Darklight.

Паша Вахович. 24 года, родился в Витебске, окончил Витебский технологический колледж. Увлекается фотографией, в свободное время изучает программирование.

Саша Коньков. 27 лет, родился в Витебске, имеет среднее образование. Программист-самоучка, работал в нескольких IT-компаниях на позиции front-end. Увлекается hardware-разработкой.

«Отодвигал кровать в комнате, чтобы раскроить ткань»

Паша:

— Когда я учился в техникуме, мы с другом решили сшить для себя сумки-«бананки». Просто было интересно сделать что-то стоящее своими руками. Судя по всему, получилось: сумки стали заказывать друзья и знакомые. Дело пошло, и мы начали смекать, что за пару часов работы можно прилично заработать. Заказы набирали только по сарафанному радио.

Потом пришла мысль, почему бы не сделать бананку, но только чуть больше, чтобы в ней появилось место для повседневных вещей, а не только паспорта и телефона. Появился собственный уникальный стиль. Так получилось, что с моим первым партнером мы перестали работать, а я решил создать свой бренд.

Саша:

— Я начинал с твердой убежденности, что сначала должен обладать каким-то навыком, а потом уже думать о бизнесе. Много играл в компьютерные игры и решил, что надо направить увлечение в нужное русло. Выбрал IT тогда, когда это еще не было так хайпово. Начал изучать программирование. Получилось, даже стал преподавателем в одной из минских IT-школ. Все было здорово, вышел на долгожданную $1000, но чего-то не хватало, руки чесались.

Зацепился в Instagram взгляд за сумки, аксессуары, одежду в стиле Techwear — это технологичные, функциональные и удобные изделия с необычным дизайном. Мне такой стиль, как айтишнику, понравился. Цена хорошей сумки в таком формате была в районе $50, я понял, что если я готов платить такие деньги, то будут готовы и другие. Рынок не насыщен, а значит, можно включаться.

Искал под эту идею человека, мне посоветовали Пашу, парня из моего родного Витебска…

Паша:

— Работал дома, швейная машинка стояла в моей комнате, все выкройки делались на полу, для этого требовалось отодвигать кровать. Конечно, все это было на уровне ремесла, требовалось совершить качественный рывок на уровень выше. И вот однажды на определенном отрезке времени мне встретился Саша, у которого была идея создать сумку со встроенной зарядкой. Начали разрабатывать концепцию, и Саша в итоге позвал меня в Минск.

Саша:

— Паша просто приехал на BlaBlacar со швейной машинкой и тканью, почти без вещей. Мы поставили рядом столы и начали работать, узнавать друг друга. Быстро подружились. Идею сумки со встроенной зарядкой пришлось отложить до лучших времен из-за сложностей технической реализации. Но даже без этого мы увидели, что сумки наверняка выстрелят.

Паша:

— У нас оказалось много общих интересов: начиная от желания создать что-то крутое и заканчивая увлеченностью DOTA. Получается, что днем шили, а вечером играли. Было очень кайфово. Саша занялся рекламой, сайтом, продвижением, у него были права и машина, и мы смогли оперативно съездить за нужными материалами и завезти заказ.

Как родилось название бренда? Придумывая его, я начал много перебирать возможные варианты в голове. Зацепился за идею света, вспомнил, что мне нравится городская брутальная мрачность. «Dark» и «light». Позже Саша предложил эти слова объединить. Так появилось название Darklight.

«Подарили заводу ремонт в помещении, которое арендовали»

Саша:

— Паша отвечал за швейную машинку — по сути, за большую часть непосредственно производственного процесса. Так мы и работали в тандеме, я продавал и продвигал, занимался перевозкой, он — разработкой и производством. Все казалось простым, мы не считали деньги, не подбивали расход-доход. Не потому, что их было прямо много, скорее не видели в этом необходимости. Продавая, мы не отмечали, сколько ушло на ткань, работу, электроэнергию и т. д. Можно сказать, не мы управляли деньгами, а деньги — нами. Это оказалось в итоге большой проблемой. Только позже начали внедрять таблицы, учет, и лишь с ними начался реальный рост.

И тут зимой начался ажиотаж: люди искали подарки, готовы были потратить деньги на акциях, мы перестали чутко держать руку на пульсе, и результаты прилетели сразу же, в межсезонье. Заказов стало ощутимо меньше. На тот момент мы сняли помещение на заводе и сделали там ремонт. И вот нам пришлось расстаться с этим помещением, подарить заводу свой ремонт и максимально ужаться. Это было очень болезненно. По странному стечению обстоятельств мы вернулись в старую квартиру, где начинали работу, и в старый офис. Произошла перезагрузка. У меня принципиальная позиция — в такие моменты важно не сдаваться.

Паша:

— Я не соглашусь, что шитье — не мужское дело. Это так же, как и с поварским искусством: все говорят, что готовить — не мужское занятие, но большинство именитых шеф-поваров все равно мужчины. Я определенно кайфую от своей работы, шитье — это то, что будет на протяжении всей моей жизни. Я считаю, что наши сумки лучшие, потому что они делаются вручную, это всегда двойной, а то и тройной контроль качества, это лучшие материалы — мы никогда на них не экономим. Если это новая модель, то мы долго ее тестируем сами и исправляем все огрехи, которые нам не нравятся.

Саша:

— Больше всего боялся, что  утону в бухгалтерии. Но оказалось, что все эти сложные процессы можно делать, привлекая специалистов на аутсорсе. По открытию юрлица я также обращался в юридическую компанию. Настоятельно рекомендую начинающим предпринимателям не пожалеть на это денег.

Начиная бизнес, мы пошли сложным путем. Покупали оборудование, материалы, придумывали сами лекала, разрабатывали техпроцесс. На все это для начала достаточно 800 рублей. Но вы можете пойти легким путем и обойтись и без этих затрат. Можно купить ткань, найти подрядчика, который сошьет сумки, готовые лекала скачать или купить в интернете. И вот — у тебя отшита первая партия. Запускаешь промоакцию в Instagram, и на все про все тебе понадобится не больше $100, считайте сами. От 15 до 20 рублей обойдется пошив самой сумки, около 25 рублей — материалы на четыре-пять сумок, 10—20 хватит, чтобы проверить спрос на твою сумку, дав рекламу.

«Вчера я писал код, а сегодня готовлю есть своим швеям»

Паша:

— Главная наша производственная мощность — швейные машинки. Сейчас в мини-цеху стоит три такие рабочие машинки, еще одна — запасная. Все они пусть недорогое, но настоящее промышленное оборудование, за ними работаю я, наши сотрудники — еще один Саша и Ксюша.

Рядом стоит стационарный компьютер с доступом к фиксированному интернету, где мы принимаем и обрабатываем заказы, у нас есть договор с почтовым сервисом, где я могу просто зайти в личный кабинет, создать накладную, по которой потом приду в отделение и отправлю сумку, это сокращает время в три-четыре раза.

Саша:

— Единственное, от чего мы иногда страдаем, так от того, что наши сумки нельзя посмотреть в офлайн-магазине. Да, это можно сделать в мастерской, но, наверное, тут не такой эффект. Но когда мы с Пашей обсуждали, нужен ли нам когда-нибудь физический магазин, решили, что, скорее всего, нет — лучше дополнительные средства вложить в технологии, позволяющие рассмотреть наши товары онлайн в AR или VR.

Основная наша аудитория — парни 25—40 лет, что для нас стало неожиданностью, потому что мы думали, что такие аксессуары скорее заинтересуют совсем молодых. У нас были продажи в США, Канаде, Нидерландах, Франции, Германии, Бельгии, Финляндии, Украине, России, Казахстане, Израиле, Австралии. Конечно — в Беларуси. Можно сказать, что они есть на большинстве континентов, исключая Антарктиду и Африку.

Старались перенести в производство то, что увидел в IT. Предлагали работникам различные бонусы, например, кормили их бесплатным обедом. Я готовил… Еще вчера я писал код, а сегодня готовлю есть своим швеям. Это здорово!

Мы чувствуем себя технологичной компанией — работаем в онлайне, изготавливаем продукт, реализация которого требует современных знаний. Но процесс внедрения технологий будет продолжаться бесконечно. Сейчас, например, мы обсуждаем возможность купить лазерную головку, которая будет заниматься раскройкой.

Паша:

— Пока мы делаем только сумки, но очень хотим ворваться в мир одежды. Кстати, уже пробовали, это были майки, но поняли, что не наша ниша, к сожалению, потому что майки — это масс-маркет, конкурировать с большими производствами и их ценами не имеет большого смысла. Мы думаем о необычных моделях курток, но пока все это — на стадии разработки.

Саша:

— Мы хотим оставаться минским брендом, хоть у нас есть клиенты из России и Европы, мы вдохновляемся Минском, ездим и ищем локации, где здесь можно провести фотосессии с нашей продукцией.

Паша:

— Мечтаю, чтобы этот бренд стал брендом всей моей жизни. Уверен, что не брошу это дело, я его начал и мне его в кайф продолжать.

+9
0
Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button