Рынок такси ожидают существенные перемены. Как идет обсуждение нашумевшего законопроекта?

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

В Беларуси идет общественное обсуждение проекта указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров», который существенно изменит правила работы на рынке такси. Высказать свое мнение можно до 31 июля на Национальном правовом портале. Myfin.by рассказывает, что этот документ значит для рядового пользователя, таксистов, а также, какие предложения по этому вопросу высказывают белорусы.

Что хотят изменить?

Предлагается запретить брать на работу в нерегулярных перевозках (в том числе и такси) водителей по договорам подряда. То есть, в первую очередь документ затронет тех, кто таксует не на постоянной основе, а для подработки – по выходным, после работы и так далее. Для водителей хотят ввести специальные разрешения – «карты допуска водителя автомобильного транспортного средства», стоимость которых составит 1 базовую величину.

Разработчики уверены, что такой подход не допустит в такси неподходящих для этого лиц и улучшит качество обслуживания пассажиров, а также увеличит взносы в Фонд соцзащиты.

Также предлагается ввести «регистрационные карты транспортного средства», цена – 2 базовые величины. Это значит, что автомобиль такси будет специально оборудован, отмечен, проверен и зарегистрирован.

Оказывать услуги нерегулярных перевозок без этих документов будет запрещено.

Кроме того, предлагается запретить сдавать в аренду автомобили с экипажем физическим лицам, разрешить – только индивидуальным предпринимателям и организациям. Правда, здесь сразу возник вопрос с тем, как, например, нанять машину на свадьбу, похороны и так далее.

Очень серьезные ограничения касаются диспетчеров и агрегаторов: там тоже обязательна регистрация по новой форме. Платить за нее нужно 100 базовых и по 1 базовой за каждого диспетчера. Более того, программы, которые устанавливают на компьютеры и смартфоны для поиска, заказа такси и оценки маршрута, предлагают регистрировать в Государственном регистре информационных систем. Без этого деятельность незаконна, также, как и работа диспетчера или водителя без карт допуска. Незаконна также передача диспетчерской службой сведений водителю, который работает без правильного оформления.

За все нарушения полагаются наказания, первое из которых – временный запрет на работу: водителям – до 1 месяца, всем остальным, включая диспетчерские службы – до 3 месяцев.

Что это значит для рынка?

Предполагается, что ограничения станут проблемой в первую очередь для иностранных агрегаторов, в частности Яндекс. Такси.

Представители «Яндекс.Go» прямо заявляют, что новый указ заставит уйти примерно половину водителей и сократит число машин. Потому обязательно вырастут цены и ухудшится положение потребителей в других отношениях. Следующим шагом, по их мнению, станет возвращение «серого рынка».

Мнения «За»: Из такси уйдут парни, которые работают по 16 часов в сутки

На Национальном правовом портале идет активное обсуждение проекта документа.

Сначала приведем некоторые мнения его сторонников.

«…Любой субъект хозяйствования должен осуществлять деятельность в соответствии и с требованиями законодательств­­а страны, на территории которой выполняет работы, оказывает услуги и т. д. (…). Так смогут ли работать в Беларуси сервисы Uber и «Яндекс.Такси»? Эти организации смогут работать. Но должны оформиться с требованиями законодательств­­а Республики Беларусь», – пишет юрист Игорь Борисенок.

Главный аргумент сторонников изменений на рынке в том, что новый документ позволит улучшить качество услуг:

«Полностью поддерживаю принятие данной нормы. Тем, кто выступает против того, что рынок транспортных услуг наконец-то станет прозрачным и пугают социальной напряженностью, предлагаю выйти в люди и пообщаться с теми предпринимателя­ми, которые работают честно. Парни, работающие по 16 часов на иностранное юридическое лицо, которое за свои услуги снимает от 23 до 27% от выручки. Так что этот документ для тех, кто хочет работать по правилам и по совести», – говорит юрист Екатерина Станкевич.

Есть мнение, что из-за роста доступности такси за рулем автомобилей, которые возят пассажиров, стали чаще появляться неопытные водители, а это уже вопросы безопасности.

«Как водитель (со стажем более 30 лет) согласен с посылом данного указа – навести порядок в области транспортных услуг. Рост количества такси на улицах (что благо) сопровождается видимым снижением качества вождения, в настоящее время постоянно опасаешься маневров таксистов. При взгляде на некоторых водителей (девочка 18 лет с телефоном в руках) с ностальгией вспоминаешь стандарты (требования) для водителей советских времен, – рассуждает пользователь форума под ником Александр. –Пожаловаться некому, т.к. непонятна правовая форма взаимоотношений водитель-пассаж­ир-диспетчер-хо­зяин. Все размыто, кто за что отвечает непонятно. Однозначно — пора навести порядок и четко сформировать правила на данном сегменте рынка услуг».

яндекс такси

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button