Общество

У гродненки в магазине потребовали паспорт, чтобы вернуть деньги за испорченные сосиски. Это законно?

Ситуация произошла в одном из универсамов «Алми» в Гродно. Женщина приобрела сосиски высшего сорта. Товар выглядел презентабельно, никаких подозрений не вызывал. Но дома, сняв с сосисок оболочку, покупательница почувствовала специфический запах. Насторожил и другой момент: они не были плотными по консистенции. Взяв товар и чек, покупательница отправилась в магазин. Там спорить не стали. Без проблем согласились забрать товар и вернуть деньги. Но для этого торговый работник потребовала… паспорт. Чека и отметки на пакете, подтверждающей, что товар приобретался непосредственно в данной торговой точке, оказалось недостаточно.

– Я удивилась и поинтересовалась, зачем в данном случае нужен документ, удостоверяющий личность. Администратор, ничуть не смутившись, пояснила: на чеке она должна указать фамилию покупателя и его паспортные данные – номер, а также кем и когда выдан документ. Сказала, что так положено. Подробностей не знает, – рассказывает покупательница «Перспективе». – Естественно, паспорт я предъявлять не стала, указала лишь свою фамилию.

Деньги вернули. Но вообще меня насторожила эта ситуация. Зачем продавцам мои личные данные? Впервые слышу такое.

Перегнули палку

С этим вопросом гродненка обратилась в контакт-центр компании «Алми». Там обращение приняли, но ничего комментировать не стали. Позже с покупательницей связалось руководство магазина. Пояснили: работник новый, первый день приступила к своим обязанностям, поэтому не знала всех нюансов. По словам администрации торгового объекта, раньше, согласно старому положению, покупатель при возврате товара (речь, замечу, идет о продуктах. – Прим. авт.), должен был предъявлять паспорт, если он обращается не в тот же день, а позже. Сейчас, согласно новому положению, паспорт при возврате некачественного товара уже не нужен. Администрация принесла извинения покупательнице и обещала разобраться, провести профилактическую беседу с остальными работниками.

Прокомментировать ситуацию мы попросили председателя ОО «Гродненское общество защиты потребителей» Виталия Пронича. Собеседник сослался на п. 8 ст. 20 Закона РБ «О защите прав потребителей». Он гласит, что при возврате товара ненадлежащего качества продавец не вправе «требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя». В данной ситуации документом, подтверждающим заключение договора розничной купли-продажи, является чек. И его было достаточно.

– Торговый работник не имел права требовать от покупательницы паспорт, – резюмировал собеседник.

Для сведения, вернуть некачественный товар потребитель может даже, если нет чека. Для подтверждения факта приобретения, как прописано в законодательстве, «могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у этого продавца».

Поделись с друзьями