Никаких больше «Вас много, а я одна!». 7 фраз для учителя, которые помогут наладить отношения с классом

Общество
Поделись с друзьями

Ругать перед всем классом и не хвалить, если что-то получается, — знакомо? Наверняка вы можете вспомнить хотя бы одного учителя, который вел себя именно так. А если учитель — это вы? Как найти подход к ученикам, завоевать их доверие, но при этом настроить на серьезную работу? Своими наработками делится учитель истории и английского из США Стивен Меррилл.

Сегодня мы часто говорим, что учителям важно менять свой стереотипный язык и вместо того, чтобы давить и ругать, наоборот, надо ежедневно хвалить и мотивировать учеников. Но и в такой тактике есть нюансы. Например, как лучше хвалить ребенка: при всем классе? Или говорить с ним о его успехах с глазу на глаз?

А если одни ученики успешнее других, стоит ли хвалить их чаще и выделять на фоне других, или важно равномерно распределять похвалу по всему классу? Это те вопросы, над которыми важно задуматься каждому учителю. И выработать собственные принципы построения доверительных отношений с классом. А mel.fm предлагает несколько универсальных фраз, которые помогут вам это сделать.

1. «Я верю в тебя!»

Это способ напомнить детям, что вы здесь прежде всего для того, чтобы помогать им, и что в основе всех ваших замечаний лежит вера в их потенциал. Даже сказанные после критики или разбора ошибок, такие слова могут взбодрить ученика и настроить его на позитивный лад.

2. «Давай разберемся вместе»

Эта простая фраза на самом деле глубже, чем кажется. Школьники, которые испытывают трудности с учебой и слышат от учителя фразу «Мы разберемся во всем вместе», сохраняют чувство самостоятельности, им словно напоминают, что учитель не надсмотрщик, а их полноценный партнер. И что они решают задачу вместе, на равных.

3. «Нам тебя вчера не хватало»

Вместо вопроса «Где ты был?», который звучит как допрос или назойливость, попробуйте отреагировать на отсутствие ученика более позитивно. Например, скажите: «Нам тебя вчера очень не хватало», — чтобы показать, что вы думали об ученике, когда его не было на уроках, и подчеркнуть, что он вносит ценный вклад в работу коллектива. Также можно сказать: «Мы скучали по тебе», — это покажет, что ученик занимает важное место в классе.

4. «Ты делаешь успехи»

Когда учителя замечают прогресс у детей и говорят, например: «Ты стал лучше писать» или «Мне понравилось, как ты написал сочинение», — они дают понять, что обучение — это осязаемый, непрерывный процесс, основанный на усилиях и упорстве. При этом стоит остерегаться похвалы, в которой отсутствует конкретика. Хвалить учеников за то, что они «умные», — это скорее тормозить их прогресс. А вот концентрация на конкретных (пусть и незначительных) успехах, наоборот, поможет им двигаться вперед.

5. «Я тебя слушаю»

Использование таких фраз, как «Я тебя слушаю», «Пожалуйста, продолжай, мы тебя слушаем» или «Мы хотели бы узнать твое мнение», подталкивает учеников принимать активное участие в дискуссиях во время уроков. А также говорит о том, что в вашем классе готовы выслушать любого ученика, что у вас уважают любое мнение. Воздержитесь от высказываний непосредственно после фразы «Я тебя слушаю», не пытайтесь сразу заполнить тишину, лучше дополните свои слова языком тела, например зрительным контактом, который приглашает ученика заполнить вакуум и заговорить.

6. «Мне жаль»

Слово «прости» может стать горькой пилюлей. Это откровенное признание своей неправоты, что может выглядеть потерей авторитета. А вот разумное использование фразы «Мне жаль» может стать примером искреннего отношения к ситуации, сочувствия к ученику, вежливого и внимательного отношения. И это мгновенно смягчает конфликтную ситуацию, если вы в ней оказались.

7. «Упс, я совершил ошибку»

Увидев ошибку в тетради ребенка, учитель сразу же исправляет ее красной ручкой, а потом отчитывает его за небрежность. Но на самом деле ошибки — это совершенно естественно и нормально. Именно это стоит объяснить детям — и не заметать следы, если вы ошиблись сами.

Существует тысяча способов сказать, что вы совершили ошибку. Можно, например, сказать: «Вот это да, я ошибся!» Это необходимо для того, чтобы донести мысль: ошибки — часть жизни и их может совершить любой человек, независимо от возраста и статуса. Иногда учителя даже встраивают заранее запланированные ошибки в свои уроки или дополняют занятия историями о том, как они ошибались во время учебы. Все это дает детям понять: любой прогресс в учебе может быть связан с неудачами. И это нормально — не стоит этого бояться и избегать.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button