Утеплитель из камыша, плинфа, орешник: строительные секреты, скрытые в «Доме Тызенгауза» в Гродно

Общество
0
0
Поделись с друзьями

Здание – одно из восьми оставшихся от 85 строений периода реформаторской деятельности Антония Тызенгуза в Гродно. Первую реконструкцию, точнее капитальный ремонт кровли, бывший исторический архив пережил после 130 лет своего существования в 2014 году. Гродненский историк Игорь Трусов рассказывал, что раньше на крыше архива лежала S-образная изогнутая черепица. Потом при реконструкции площади Ленина в 1988 году ее заменили плоской марсельской, а затем вновь S-образной. Что разместить в восстановленном здании после замены кровли, тогда не решили, как и не смогли провести ремонт внутри здания.

 

Понадобилось несколько лет, чтобы согласно требованиям  времени, увеличению потока туристов и необходимости сохранения богатого исторического наследия, появился проект трансграничного сотрудничества Польши-Беларуси-Украины «Шляхам Тызенгауза», который создавали четыре года. Общий бюджет проекта (реставрация старого здания и создание веломаршрута до польской Сокулки) составляет более 2000000 евро. Выдача средств разбита на три этапа. Таковы были планы до «господства» коронавируса. Насколько они станут выполнимы, покажет время. Зато обновление здания идет полным ходом, пишет Управление спорта и туризма гродненского облисполкома.

– За право вести реставрацию боролись многие организации, победило ООО «Стройбыт-ЗОВ», – рассказывает координатор проекта «Шляхам Тызенгаўза», заместитель председателя Республиканского туристско-спортивного союза Сергей Коледа. – Над разработкой интерьеров здания вместе с проектировщиками института «Гродногражданпроект» работают специалисты ОАО «Брестреставрация». Зданию почти 250 лет, но качество впечатляет. Эксперты подчеркивают, что все сохранилось в приемлемом виде только потому, что здание не пустовало до момента переезда из него государственного архива шесть лет назад. Возводили здание два итальянских архитектора. Начал его Иоганн Мезер, а завершил Джузеппе де Сакко.

Справка. Во времена Тызенгауза основное здание являлось городской резиденцией вице-администратора королевской экономии. Архитектурный стиль – переход от барокко к классицизму. Двухэтажное прямоугольное кирпичное строение с вальмовой крышей. Главный (выходит на площадь), западный и восточный фасады оформлены широкими лопатками, филенками и нишами, по бокам раскрепованы плоскими ризалитами. Более низкий верхний этаж отделен карнизным поясом и богато декорирован. Оконные проемы прямоугольные.

Здесь находились конторы служащих, которые занимались сбором налогов.  В середине XIX века в здании работала почтовая контора, в 80-ых годах в пристройке «бывшей почтовой конторы», снесенной в 1987 году, располагалась часть архива губернского правления. Только в 1900 году это здание было полностью отдано под архив Гродненского губернского правления.

Архив в данном здании просуществовал более 100 лет. В декабре 1921 года, когда Западная Беларусь находилась в составе Польши, здесь был образован Государственный архив в Гродно из не эвакуированных во время Первой мировой войны архивов учреждений бывшей Гродненской губернии. В октябре 1939 года было положено начало, в феврале 1940 года гродненский архив преобразован в филиал Центрального государственного исторического архива БССР. К концу 1940 года здесь были сконцентрированы 935 тысяч единиц хранения за 1802-1939 годы. После нападения Германии на Советский Союз деятельность архива была прекращена. Документальные ценности вывезти вглубь страны не удалось, и они были варварски выброшены фашистскими оккупантами на Советскую площадь, затем свалены в камеры и двор гродненской тюрьмы. Государственный архив Гродненской области снова заработал в своем здании в сентябре 1944 года, когда ему были переданы материалы за 1919-1939 годы.

На момент переезда Национального исторического архива г. Гродно в июне-августе 2014 года интерьеры «дома Тызенгауза» представляли собой обычные помещения, конторского типа, только глубокие ниши от когда-то стоящих здесь изразцовых печей напоминали о XVIII веке. В ходе нынешней реконструкции данные ниши сохранены. Кроме них, дом преподнес немало сюрпризов двухсотлетней давности.

— Впечатляет найденный при разборке деревянного потолка камыш. В те времена его использовали как утеплительный материал. Кстати, сохранился идеально. При реконструкции дома часть аутентичного потолка с камышом останется. При разборке перегородок обнаружили плинфу, которая будет применена повторно, а также орешник, как связующий материал. Два с половиной века назад вместо цемента применяли кирпич и бутовый материал, плюс известь. На нем фактически и стоит дом Тизенгауза.

Самой большой проблемой оказалась гидроизоляция подвального этажа, которая находится в плачевном состоянии. Как поведут себя при демонтаже стены и подвал, никто не знает. Александр Чепонис, руководитель проекта реконструкции показал, что грибок и сырость достигли половины окна первого этажа. Это значит, что гидроизоляции стен подвального этажа практически отсутствует. Но при реконструкции нельзя трогать фасады, поэтому, скорее всего, примут решение делать гидроизоляцию изнутри здания. В результате оно будет иметь извне такой же вид, как и пару веков назад.

Александр говорит, что во времена Тызенгауза строили хорошо: «Очень впечатляет качество строительства. И это все при использовании только ручного инструмента. Сейчас так строить может очень небольшое количество мастеров. Дом строился пять лет, теперь бы его возвели при хорошем раскладе за пять месяцев, если бы никто не мешал».

— Как только связываешься с историко-культурной ценностью – сразу возникает куча вопросов, которые неизбежно надо разрешать, — продолжает разговор Сергей Коледа. – Когда начали разборки внутри этого здания – здесь обнаружились окна в подвал. Они овального типа, здание, оказывается, «сидит» на метр-метр двадцать в земле. За 250 лет оно просело, историко-культурный слой поднялся. Сейчас мы приняли решение – два окна мы оставим, сделаем приямки – свет попадет в этот подвал.

В ходе реконструкции внутри снесен потолок между первым и вторым этажом. После их соединит открытая внутренняя лестница, которая будет вести в картинную галерею. Очередным сюрпризом стали окна. При их замене оказалось, что все они абсолютно разных размеров. Оказывается, когда дом строился, оконные рамы приблизительных размеров ставились на стену и потом обкладывались кирпичом. Поэтому сегодня пришлось решать проблему стандартных окон, их установки в имеющиеся исторические проемы. Новинкой станет созданная в здании без барьерная среда для инвалидов-колясочников. Кроме широких дверных проемов, установлен специальный лифт, который будет доставлять таких гостей на второй и цокольный этаж, где планируется открыть кафе. Центральным станет многофункциональный зал для приема делегаций и музыкальных вечеров. Интерьер предполагается создать с «королевским» размахом. В настоящее время обсуждается его цветовая гамма.

Когда здание на площади Тизенгауза реконструируют, оно начнет отображать «золотой век» Гродно и надолго привлекать туристов.

— Мы все хотим, чтобы здесь появился дух золотого королевского Гродно. Ведь город и, правда, особенный. Здесь жили шесть королей, он периодически становился центром Европы, — закончил беседу Сергей Коледа.

Кстати, на нынешней площади Тизенгауза, кроме стелы Свободы, был  утрачен один объект, который лишь добавил бы красоту городу. Это – Церковь Александра Невского на тогдашней Дворцовой площади. Сегодня это место  между театром кукол и Вечным огнем. Строили храм на пожертвования жителей Гродненской губернии в честь спасения императора Александра II от покушения 04 апреля 1866 года. А 04 апреля 1870 года епископ Иосиф Ковенский совершил освящение церкви. В июне того же года церковь в Гродно посетил сам император Александр II.

В первые десятилетия церковь была отдана военным. В начале XX века в храме был открыт самостоятельный приход, к которому причислили православных, живущих за речкой Городничанкой: жителей района Новый Свет и деревень Чещевляны, Зарица, Переселка, Каплица, Малыщино, Кульбаки, Девятковичи, Грандичи и Чеховщизна. Церковь пережила Первую мировую войну. Но при польской власти в феврале 1938 года городское самоуправление приняло постановление об ее  разборке, якобы храм мешает правильному движению, и что площадь, на которой построена церковь, необходима городу для парадов и других  церемоний возле стоявшей рядом польской стелы Свободы.

Православные верующие вместе с духовенством подали жалобу на местные власти и обратились с просьбой сохранить храм, подписанной 2023 горожанами к президенту Польши Игнацию Мостицкому. Но ни президент, ни правительство не вняли просьбам. Гарнизонный священник Александр Калинович, несмотря на запрет духовных властей, 10 мая вынес из церкви Святые дары, антиминс и престол. Вечером в церкви заперлись рабочие и начали разбирать ее изнутри. 12 мая храм разбирали уже и днем. Площадь была оцеплена солдатами и полицейскими.

Еще в сквере с северной стороны Александро-Невской церкви в июне 1914 года был установлен один из самых ранних известных памятников в городе — бюст гродненскому губернатору Петру Столыпину, хотя в этой должности он находился относительно недолго. Благодаря потомственному гродненцу Феликсу Ворошильскому, удалось приобрести фотографию сооружения. Судьба памятника, как и самого Столыпина, была трагична. В годы Первой мировой войны его демонтировали оккупировавшие город кайзеровские войска. По одной из версий, он был вывезен в Германию на переплавку…

В XX веке войнами и людьми в Гродно было уничтожено огромное количество архитектурных достопримечательностей, если бы они «выжили», тогда город над Неманом мог в полной мере соответствовать  венценосному титулу. А реализация проекта «Шляхам Тызенгауза» — маленькая толика напомнить потомкам о былом величии Гродно, помочь городу вернуть его в современной огранке.

P.S. Управление спорта и туризма Гродненского облисполкома выражает благодарность сотрудникам Национального исторического архива Беларуси в г. Гродно за предоставленную историческую справку..

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot

Добавить комментарий

Close