Общество

В Гродно обсудили вопрос — как оградить ребят от негативного влияния соцсетей?

Сегодня социальные сети играют немалую роль в жизни человека. Подражая взрослым, виртуальные страницы создают дети и подростки. Запретить или разрешить? Контролировать или отпустить в свободное плаванье? Как родителям обезопасить юных пользователей, «Перспектива» расспросила у кандидата психологических наук, доцента кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы Оксаны Шульги.

Использовать всемирную паутину для общения могут только взрослые зрелые люди, поэтому, по мнению специалиста, в идеале регистрироваться в соцсетях надо с 18 лет. Но на практике оказывается, что своя страница «ВКонтакте» сегодня есть практически у каждого старшеклассника и большинства учащихся среднего звена – они хотят быть «как все». Да, родители могут вводить строгие ограничения, но запретный плод сладок. Лучше пусть ребенок, не скрываясь, создаст свою личную страничку, и вы сможете присматривать за ним.

– До подросткового возраста родители контролируют поведение и общение детей, чтобы оградить их от ошибок и научить эффективному общению, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо. Если уровень доверия между подростком и родителями установлен, то в контроле нет необходимости, – считает Оксана Константиновна. – Тем не менее родители должны знать, где и в каких группах общается ребенок, кто у него в друзьях, и обсудить вопросы безопасности. Например, есть информация, которую запрещено передавать и использовать в социальных сетях, а дети не всегда могут критически оценить полученные сведения.

Помогите понять, что некоторые люди в интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Обратите внимание на то, что опасно встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни без взрослых, и попросите общаться только с теми людьми, которых они уже знают лично (особенно осторожным нужно быть, если незнакомец гораздо старше). Объясните ребенку, что не следует высылать людям, с которыми он познакомился в интернете, свои фотографии и личные данные, а также пользоваться метками геолокации. Помогите настроить конфиденциальность соцсети и научите регулярно проверять ее, чтобы посты видели только близкие. Подчеркните: то, что однажды попало в сеть, не исчезает и может повлиять на жизнь пользователя даже спустя годы.

– Также школьники могут не сразу распознать, что стали участниками кибербуллинга (травля человека по интернету – прим. автора), который набирает обороты в современном мире. Это явление получает распространение, потому что его инициаторы остаются безнаказанными: их трудно выявить, определить, кто за этим стоит. Постоянное давление приводит к ужасным последствиям, среди которых попытки суицида и трагические смерти, – рассказывает психолог.

Вариантов у онлайн-травли может быть много: написать что-то от чужого имени в соцсети, выложить на всеобщее обозрение неловкое фото, публиковать один за одним негативные комментарии и т.д. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия, в первую очередь, не общаться с агрессором и тем более не пытаться ответить ему тем же. Возможно, если не получается решить проблему мирным путем, лучше вообще удалить страничку. Подскажите, что практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта.

– По сути, спасти от кибербуллинга могут только близкие отношения ребенка с родителями, когда дети не боятся рассказать взрослым о том, что их волнует. К сожалению, зачастую я вижу в белорусских семьях обратное. Дети не доверяют своим родителям и думают, что их не поймут, обвинят, осудят, поэтому предпочитают скрывать то, что с ними происходит, и лгать, – обращает внимание Оксана Константиновна.

Важно, чтобы ребенок не стеснялся поговорить с родителями на любую тему, будь то сексуальные отношения, алкоголь, курение, наркотики, пусть лучше родители объяснят всё в подробностях и в нужном формате, чем он будет расспрашивать сомнительного знакомого в интернете. Следует знать, какие потребности ребенок пытается удовлетворить с помощью соцсетей. Если ему не хватает другой социальной активности, непосредственных межличностных отношений, это может приводить к интернет-зависимости.

– Я обратила внимание, что если есть доверие между детьми и родителями, достаточно взаимодействия, то есть родители играют, общаются, путешествуют, занимаются хобби вместе с детьми, то никакие соцсети не станут для них приоритетными, – заверяет психолог. – Но в любом случае время в интернете должно быть ограничено. Также необходимо обращать внимание на эмоции ребенка, которые он испытывает после общения в соцсетях. Если он себя плохо чувствует, избегает контакта, замыкается, значит, это не приносит ему пользы. Надо вмешиваться, выяснять причины такого поведения и, исходя из этого, принимать меры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
0
Поделись с друзьями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: