Общество

В Гродно обсудили вопрос — как оградить ребят от негативного влияния соцсетей?

Сегодня социальные сети играют немалую роль в жизни человека. Подражая взрослым, виртуальные страницы создают дети и подростки. Запретить или разрешить? Контролировать или отпустить в свободное плаванье? Как родителям обезопасить юных пользователей, «Перспектива» расспросила у кандидата психологических наук, доцента кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы Оксаны Шульги.

Использовать всемирную паутину для общения могут только взрослые зрелые люди, поэтому, по мнению специалиста, в идеале регистрироваться в соцсетях надо с 18 лет. Но на практике оказывается, что своя страница «ВКонтакте» сегодня есть практически у каждого старшеклассника и большинства учащихся среднего звена – они хотят быть «как все». Да, родители могут вводить строгие ограничения, но запретный плод сладок. Лучше пусть ребенок, не скрываясь, создаст свою личную страничку, и вы сможете присматривать за ним.

– До подросткового возраста родители контролируют поведение и общение детей, чтобы оградить их от ошибок и научить эффективному общению, объясняя, что такое хорошо и что такое плохо. Если уровень доверия между подростком и родителями установлен, то в контроле нет необходимости, – считает Оксана Константиновна. – Тем не менее родители должны знать, где и в каких группах общается ребенок, кто у него в друзьях, и обсудить вопросы безопасности. Например, есть информация, которую запрещено передавать и использовать в социальных сетях, а дети не всегда могут критически оценить полученные сведения.

Помогите понять, что некоторые люди в интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Обратите внимание на то, что опасно встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни без взрослых, и попросите общаться только с теми людьми, которых они уже знают лично (особенно осторожным нужно быть, если незнакомец гораздо старше). Объясните ребенку, что не следует высылать людям, с которыми он познакомился в интернете, свои фотографии и личные данные, а также пользоваться метками геолокации. Помогите настроить конфиденциальность соцсети и научите регулярно проверять ее, чтобы посты видели только близкие. Подчеркните: то, что однажды попало в сеть, не исчезает и может повлиять на жизнь пользователя даже спустя годы.

– Также школьники могут не сразу распознать, что стали участниками кибербуллинга (травля человека по интернету – прим. автора), который набирает обороты в современном мире. Это явление получает распространение, потому что его инициаторы остаются безнаказанными: их трудно выявить, определить, кто за этим стоит. Постоянное давление приводит к ужасным последствиям, среди которых попытки суицида и трагические смерти, – рассказывает психолог.

Вариантов у онлайн-травли может быть много: написать что-то от чужого имени в соцсети, выложить на всеобщее обозрение неловкое фото, публиковать один за одним негативные комментарии и т.д. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия, в первую очередь, не общаться с агрессором и тем более не пытаться ответить ему тем же. Возможно, если не получается решить проблему мирным путем, лучше вообще удалить страничку. Подскажите, что практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта.

– По сути, спасти от кибербуллинга могут только близкие отношения ребенка с родителями, когда дети не боятся рассказать взрослым о том, что их волнует. К сожалению, зачастую я вижу в белорусских семьях обратное. Дети не доверяют своим родителям и думают, что их не поймут, обвинят, осудят, поэтому предпочитают скрывать то, что с ними происходит, и лгать, – обращает внимание Оксана Константиновна.

Важно, чтобы ребенок не стеснялся поговорить с родителями на любую тему, будь то сексуальные отношения, алкоголь, курение, наркотики, пусть лучше родители объяснят всё в подробностях и в нужном формате, чем он будет расспрашивать сомнительного знакомого в интернете. Следует знать, какие потребности ребенок пытается удовлетворить с помощью соцсетей. Если ему не хватает другой социальной активности, непосредственных межличностных отношений, это может приводить к интернет-зависимости.

– Я обратила внимание, что если есть доверие между детьми и родителями, достаточно взаимодействия, то есть родители играют, общаются, путешествуют, занимаются хобби вместе с детьми, то никакие соцсети не станут для них приоритетными, – заверяет психолог. – Но в любом случае время в интернете должно быть ограничено. Также необходимо обращать внимание на эмоции ребенка, которые он испытывает после общения в соцсетях. Если он себя плохо чувствует, избегает контакта, замыкается, значит, это не приносит ему пользы. Надо вмешиваться, выяснять причины такого поведения и, исходя из этого, принимать меры.

1
0
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Статьи по теме

Close