В Гродно уволенный водитель автобусного парка, который слал жалобы Лукашенко, выиграл суд в автопарке

Общество
Поделись с друзьями

Водитель Гродненского автопарка Николай Мурач добился через суд, чтобы его уволили с работы по его заявлению, а не так, как хотел наниматель — не продлив контракт. Во время судебного заседания наниматель предлагал водителю вернуться на работу, но он отказался. Теперь в трудовой книжке Николая Мурача должна появиться новая запись о его увольнении с одной и той же работы: вместо увольнения «по причине окончания контракта» — «уволить за нарушение нанимателем условий договора и с выплатой трех среднемесячных окладов»

Бывший водитель Гродненского автопарка Николай Мурач подал в суд на администрацию после того, как ему без причины не продлили контракт на работе. В судебном процессе он высказал версию, что контракт ему не продлили потому, что принял активное участие в сборе подписей водителей Гродненского автопарка под жалобами в администрацию Лукашенко и к местным властям после того, как один из водителей сделал попытку самоубийства — остановил на мосту через Неман автобус с пассажирами, вышел из него и прыгнул с моста в реку.

В письмах к чиновникам водителя жаловались на переработки, низкие зарплаты, на тяжелые условия работы. Объясняли, что такая жизнь и привела человека к попытке суицида.

«После того, как обнаружили, что я занимаюсь сбором подписей под жалобами, сразу получил сообщение от администрации, что мне не продлевают на следующий год контракт без всяких объяснений. Буквально через несколько дней я написал заявление, чтобы меня уволили из-за того, что наниматель нарушал условия трудового договора, и привел конкретные примеры нарушений. На что мне комиссия по трудовым спорам ОАО «Автобусный парк г. Гродно» письменно ответила, что условия контракта нанимателем выполнялись. А администрация сразу сообщила, с какой даты я уже не работаю. Тогда я решил подать в суд».

500 часов переработки за год

На судебном заседании Николай Иванович высказал свою правовую позицию по 16 пунктам, которые, по его словам, свидетельствуют о нарушении нанимателем условий контракта. Один из наиболее ярких пунктов тот, в котором говорится, что Мурач имел более 500 часов переработки в год и ему не дали должного отдыха.

«И это в то время, — констатировал Мурач, — когда законодательством допускается не более чем 180 часов переработки за год».

Факт задокументирован, суду переданы графики работы и табели учета рабочего времени. Мурач цитировал закон, согласно которому «замена денежной компенсацией отпусков, дополнительных отпусков за работу с вредными или опасными условиями труда и за особый характер работы не допускается». Водитель приводил примеры, когда он привлекался к работам по техническому обслуживанию транспорта, но при этом не обеспечивался спецодеждой, моющими средствами, что, по его словам, также является нарушением контракта. И так еще по 14 пунктам со ссылками на контракт и действующее законодательство.

«Переработка не считается серьезным нарушением контракта»

Представитель ответчика, юрист Гродненского автопарка, на 16 пунктов нарушения условий контракта отвечала, что Мурач при приеме на работу в течение трехмесячного испытательного срока видел, на какую работу он идет. А работа эта, по ее словам, социально значимая — перевозки пассажиров. Она настаивала на том, что работа сверхурочно проходила с согласия самого Мурача, и за это он получал дополнительную оплату. Все ее доводы сводились к тому, что вышеперечисленные 16 пунктов, которые свидетельствуют о нарушении трудового законодательства, не являются существенными.

В конце концов оказалось, что Николай может вернуться на работу

Почти на каждом судебном заседании судья обращался к сторонам конфликта с предложением разойтись мирным путем, но вплоть до последнего заседания они на это не реагировали. И вдруг уже перед вынесением судебного решения юрист автопарка заявила, что, пообщавшись с директором, они решили продолжить Николаю контракт на дальнейшую работу, и предложила ему вернуться в коллектив.

«Представляете, директор сказал, что я был неплохим водителем, справлялся с работой и могу вернуться назад. Меня, по правде, это поразило. И поразило больше всего то, как высокие начальники сегодня могут не продлить контракт, ничего не объясняя, а завтра сказать, что был хорошим водителем и можешь работать дальше. Это не просто цинизм. В автопарк я больше не вернусь, потому что там испорченная атмосфера для работы», — говорит Николай.

Большим удивлением для Мурача стало то, что ему позвонил сам директор автопарка и попросил встретиться. Николай говорит, что отказался от встречи, поскольку не видит в ней смысла. Более того, он нашел другую работу и не собирается возвращаться обратно.

Есть прецедент, но захотят ли судиться другие?

По мнению Мурача, решение суда в определенном смысле создало прецедент, поскольку некоторые из водителей, почувствовав к себе такое же отношение со стороны администрации, начали сами писать заявления на увольнение, а некоторым отказали в продлении контракта. Теперь, после судебного решения, по мнению Николая, в суд могут подать и другие его коллеги.

«Я лично решил идти до конца по той причине, что считаю себя человеком и не хочу, чтобы со мной обращались, как им захочется. В нашей стране есть закон, есть Конституция, и я тоже имею права, а не только обязанности», — сказал после вынесения решения Николай Мурач.

Это уже второй суд работника Гродненского автопарка, уволенного после конфликтной ситуации с администрацией. В первом случае работнику также изменили запись в трудовой книжке, правда, решение было принято по договоренности сторон и уже вне судебного заседания.

История с Гродненским автопарком началась с того, что один из водителей сделал попытку самоубийства — остановил на мосту через Неман автобус с пассажирами, вышел из него и прыгнул с моста в реку. Водитель остался жив. Причины его поступка до сих пор остаются неизвестными. Но история на этом не закончилась. Властям были направлены письма от работников Гродненского автобусного парка. Водители городских автобусов жаловались на переработки, низкие зарплаты, на тяжелые условия работы.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button