Общество

Велосипеды дяди Андрея. В Гродно привезли коллекцию раритетной техники

В Гродно на две недели приехала выставка раритетных старых велосипедов отечественного производства из коллекции минчанина Андрея Комоско. Собиратель убежден, что техническая история Беларуси недооценена и должным образом не представлена в государственных музеях.

Андрей рассказывает, что заинтересовался велосипедами еще в детстве, когда проводил время у бабушки в деревне. Тогда же и начал собирать найденные по старым домам таблички с логотипами заводов, некогда прикрепленные к велосипедам. Тогда он еще и представить не мог, что это захватит его на всю жизнь и превратится не только в уникальную для страны частную коллекцию, но и в создание клуба ретроциклистов «Белорусский велосипед», рассказывает Белсат.

Коллекционер Андрей Комоско. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

«Меня подтолкнул к серьезному коллекционированию коллега из-под Риги Янис Сергиенс, – рассказывает Андрей Комоско. – В его коллекции 70 только латышских довоенных и послевоенных велосипедов. Это впечатляет! Вернувшись в Минск я поинтересовался старыми экземплярами велосипедов на минском заводе «Мотовело», но оттуда меня чуть не погнали, в музей не пустили. Насколько я знаю, там половина наиболее ценных экспонатов уже куда-то делась… Обидно. Так я и начал серьезно коллекционировать сам: довольно уже разбрасывать камни, время собирать».

 

Старое кожаное сиденье велосипеда. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»
Логотип фирмы на педалях велосипеда. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

«Собирать по детальке: по спицам и цепям»

По словам Андрея техническая история страны, а в частности производство велосипедов, у нас почти не исследована. Например, даже в шеститомной «Энциклопедии истории Беларуси» о предвоенном заводе «Неман», который принадлежал семье Старовольских, не сказано ничего. Вообще же в Беларуси до 1939 года велосипеды собирали в Гродно, Молодечно и Минске.

«Целый старый велосипед купить почти невозможно, – продолжает Андрей. – Предвоенные велосипеды отчасти посдавали на металлолом – это бедность нашего населения в провинции, так как несут все, что можно. Поэтому и приходится собирать по детальке – буквально по спицам и цепям.

После реставрировать и доводить до лада. Так мы и теряем настоящие бриллианты: что-то гниет и ржавеет, что-то сдают на вторичное сырье за ​​копеечку».

Детские послевоенные велосипеды из коллекции Андрея Комоско. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»
Фирменный бренд до 1939 года был прописан чуть ли не в каждой детали. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

«Наиболее ценные экземпляры продают за границу»

Клуб ретроциклистов «Белорусский велосипед» – это 10-15 человек, которые серьезно интересуются темой и даже участвуют в заездах на старых велосипедах, проводимых за рубежом. По словам Андрея, любителей старых велосипедов в Беларуси больше, но далеко не каждый хочет «светиться». Некоторые же напрямую выискивают и продают наиболее ценные экземпляры и детали от них за границу. Кстати, раритетный экземпляр, найденный в дедовом сарае, может стоить и 700, и 1000 долларов – главное, чтобы состояние было приемлемым.

Андрей Комоско демонстрирует старые велосипедные номера. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

Знак велосипеда «Неман» с панорамой Гродно. Фото – Василий Молчанов/«Белсат»

На выставке в Гродно, которая будет работать с 3 по 17 сентября в «Центре городской жизни» на Кирова, 3, представлены четыре предвоенных велосипеда для взрослых, а также четыре детских, сделанные уже после 1944 года. Кроме самих велосипедов Андрей также демонстрирует коллекцию номерных знаков, заводских табличек, старых рекламных объявлений и фото наших земляков с велосипедами 80-90 лет назад.

Поделись с друзьями