Теперь от армии не отвертишься? Cпециалист объяснил, зачем в школы Беларуси вернули военруков

Общество
Поделись с друзьями

Руководители по военно-патриотическому воспитанию появятся в белорусских школах с 1 сентября. Новая должность вводится в учреждениях образования, где есть как минимум 50 учеников.

Зачем в школы вернули военруков?
© Sputnik / Виктор Толочко

Военруки, как их называют в народе, будут проводить допризывную военную подготовку, учебно-полевые сборы и готовить парней к армии. А еще, к примеру, рассказывать о битвах при Каннах между Римом и Карфагеном, Великой Отечественной и других сражениях.

В преддверии нового учебного года Sputnik пообщался с человеком, который знает толк в «допризывке» – о преподавании в погонах и вопросах, в которых должен «разбираться каждый мужик».

КМБ для школьников

В 43-й гимназии Минска гражданско-патриотическое воспитание преподается уже много лет. Здесь находится центр допризывной подготовки, который объединяет 17 школ Фрунзенского района столицы.

«Каждую неделю преподаю занятия по допризывной подготовке у 700 учеников из 34 классов», – делится статистикой руководитель по военно-патриотическому воспитанию и одновременно замдиректора по учебной работе гимназии Александр Иванов.

Он говорит, что введение должности военрука для него совсем не «новшество». И сразу поясняет: на самом деле работа в десятки раз шире, чем просто учитель «допризывки».

Военруки проведут допризывную военную подготовку, учебно-полевые сборы и подготовят парней к армии. - Sputnik Беларусь, 1920, 30.08.2021
Военруки проведут допризывную военную подготовку, учебно-полевые сборы и подготовят парней к армии. © Sputnik

«Занятия по допризывной подготовке – 35 часов в год, то есть по 1 часу в неделю. Это получается просто учитель. Провел – и ушел. А руководитель по военно-патриотическому воспитанию может проводить различные экскурсии в музеи, делать военно-полевые сборы с учениками и так далее. Это раз. Поскольку это человек военный, он расскажет и про какую-то технику, и про события Великой Отечественной более компетентно. Плюс научит дисциплине», – рассуждает Иванов.

По его словам, учебная программа будет составлена так, словно парни проходят курс молодого бойца. Это и сборка-разборка автомата, и стрельба из него, и пользование РХБЗ-обмундированием, и строевая, и физическая подготовка, и знание воинского устава…

«Они в какой-то степени должны пройти КМБ (курс молодого бойца – Sputnik), чтобы потом было легче адаптироваться, имея определенные знания и навыки уже в армии. Будем вырабатывать, чтобы ребята не говорили «не знаю» или «не хочу». Им будет комфортнее и спокойнее, когда они туда придут», – поясняет военрук.

«Военрук интереснее расскажет о битве при Каннах»

Парни, которым исполняется 15 лет, приписываются к военкоматам по месту жительства. Это традиционная для Беларуси процедура. Обычно это делали физруки или местные исполкомы. Теперь заниматься списками будущих солдат в школах будут военруки.

«Кроме того, целый год будет идти планирование военно-патриотических мероприятий воспитательного характера. Это и посещение той же «Линии Сталина», и лекции по каким-то военным вещам. Кто лучше расскажет, условно, о битве при Каннах между Римом и Карфагеном? Учитель истории – это ладно, а когда военный человек? Совсем по-другому, более досконально и интересно», – считает Александр Иванов.

Он отмечает, что военруки для каждой школы – большая помощь. Именно они смогут, по мнению Иванова, заинтересовать нынешнюю молодежь Великой Отечественной войной и прочими сражениями.

«Я видел людей, которые в Курской битве в танке горели. Сейчас молодежь в лучшем случае интересуется войной, но их это не задевает. Потому что это было давно. Важно научить их любить свою страну. В этом, наверное, и есть необходимость возвращения военруков в школы».

Ожидается, что к подготовке школьников привлекут также кадровых военных. Согласно приказу министра обороны за каждой школой должна быть закреплена как минимум одна воинская часть. Офицеры будут приходить и проводить занятия, а на день открытых дверей военруки будут отводить учеников в Военную академию, МЧС, МВД, Следственный комитет.

«Основная масса к 11-му классу не знает, кем они будут в будущем. И наша задача – помочь им», – констатирует военрук.

Военному человеку – военная работа

Пожалуй, главное требование для военрука – педагогическое образование и служба в армии за спиной. У Александра Иванова такой пунктик в биографии как раз имеется: в 1992-м он окончил Ленинградское высшее училище связи имени Ленсовета (сейчас – Санкт-Петербургский военный университет связи), после чего служил в 86-й бригаде связи и 83-м центре радиосвязи особого назначения в Минске. Со службы уволился в звании подполковника, в 43-й гимназии преподает уже четыре года.

В школах Беларуси с 1 сентября появятся руководители по военно-патриотическому воспитанию. - Sputnik Беларусь, 1920, 30.08.2021
В школах Беларуси с 1 сентября появятся руководители по военно-патриотическому воспитанию. © Sputnik

«Вопрос милитаризации здесь вообще не стоит. Даются элементарные вещи, чтобы ребенку облегчить будущую службу. Вопрос не стоит, что завтра будет какая-то война, мужчина банально должен уметь владеть оружием и постоять за себя и близких. Естественно, кто-то в армии служить не будет, кого-то наоборот это подтолкнет, и он захочет стать офицером», – размышляет педагог.

По его мнению, идеальный вариант на должность военрука – это офицер со срочной службой в армии и педагогическим образованием.

Занятия в погонах

Уроки по допризывной подготовке Александр Иванов проводит в офицерской форме. Говорит, что по-другому не может, и этому есть вполне логичное объяснение.

«Поскольку я офицер, то не могу командовать в каком-то деловом костюмчике. Представьте, мне будут докладывать: «Товарищ подполковник, такой-то класс на занятия по допризывной подготовке в количестве столько-то человек прибыл». А я в это время буду не в форме. Ученики – то же самое. На каждом занятии мы проводим смотр внешнего вида: у ребят должен быть деловой стиль одежды», – говорит он.

Иванов не исключает, что в школах также появятся занятия по антитеррористической обороне, чтобы не повторилась трагедия 2019 года в Столбцовской школе.

«Возможно, это тоже будет. Но это сфера интересов не военруков, а МВД. Вооруженные силы рассчитаны на другие моменты. Впрочем, возможно, такие занятие включат в ОБЖ, чтобы дети знали, как действовать в случае террористической угрозы в школе», — заявляет учитель.

Винтовки и «лимонки»

Ученикам 43-й гимназии во многой степени повезло: у них есть сразу два тира (электронный и пневматический), винтовки пневматические, автоматы Калашникова, пистолеты Макарова, гранаты Ф-1 (в народе их называют «лимонки»). В двух специально оборудованных классах ребята учатся разбирать и собирать автоматы.

Есть в гимназии и медицинская подготовка, занятия для девочек проводят гражданские педагоги с медобразованием. Рассказывают, как оказать помощь пострадавшим, наложить жгут и сделать перевязку.

Еще в гимназии есть музеи, посвященные Победе в Великой Отечественной и чести воинов-интернационалистов. Учить военному патриотизму там и вправду будут досконально. Первое занятие намечено уже на 1 сентября.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button