Восстановление трёхвековой святыни. В Фарном костёле завершается реставрация алтаря 18 века

Общество
1
0
Поделись с друзьями

В главном католическом храме Гродно – Фарном костёле – вышли на финишную прямую в работе над реставрацией алтаря. Он датируется 1720 годом. Над восстановлением уникальной части костёла работают минские реставраторы в третьем поколении Николай и Елисей Лёля.

фарный костелКарьера реставратора у Елисея Лёли началась в 14 лет с Фарного костёла. Его отец, Николай Лёля, тогда начал трудится над восстановлением центрального алтаря после пожара. Было это девять лет назад. Тогда ещё мальчишка, который твёрдо решил продолжать династию реставраторов, помогал с мелкими деталями. Сейчас, уже имея опыт, Елисей занимается важным и серьёзным делом.

ЕЛИСЕЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
— Мне еще повезло, у меня есть образец. Первые алтари, которые расписывали. Я на них ориентируюсь. Там  подсмотрел, надо кисточкой вправо или кисточкой влево. Вот такой ориентир у меня есть.

Это уже третий, последний этап реставрации алтаря. Позади самое сложное – непосредственно его подготовка, снятие всех деталей, их покраска и даже доделка.

НИКОЛАЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
— Элементы резьбы были сильно утрачены. Сама концепция резьбы осталась. Некоторые детали надо было повторить, потому что все делится на левое и правое. Это скульптуры. Кое-где сохранилась полихромия ее нужно было сохранить. Укрепление… Тут очень здорово время сыграло. Войны, закрытие, открытие, температурный режим – всё влияет на это. Само дерево имеет свою усталость. Тут всё в совокупности. + Чтобы это всё осталось, чтобы смотрелось оно так, будто его не трогали.

В этом и есть вся сложность реставрации. Дело в том, что никаких документов, как должны выглядеть алтари, да и в целом интерьер в костёле, не сохранилось.

КСЁНДЗ ЯН КУЧИНСКИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ КОСТЁЛА ИМЕНИ СВЯТОГО ФРАНТИШКА КСАВЕРИЯ:
— Есть упоминание, что алтари были расписаны под мрамор. Конечно, колористика немного другая. Вся колористика костёла поменялась за эти годы. Когда делали эскизы этих алтарей, брали во внимание, чтобы весь храм находился в одной цветовой гамме.

За время работ удалось найти несколько ценных вещей. Это книги 16 века и вот этот треугольник. Рабочий столярный инструмент 17 века. Реставраторы не закинули его в долгий ящик мастерской, наоборот, используют в работе.

ЕЛИСЕЙ ЛЁЛЯ, РЕСТАВРАТОР:
— Алтари, то, что мы восстанавливаем, большую ценность имеют. Например, в деревушке у кого-то лежала деталь. Она кому-то принадлежит, конкретному человеку. А это храм, его много кто посещает, много кто видит. Из-за этого он имеет большую ценность, для меня по крайне мере.

// Читайте подробности на «Гродно плюс«

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close