«Я родом из детства». Что рассказала автор репортажа со съемок культового фильма, опубликованного в «Гродненской правде» 3 октября 1965 года

Общество
Поделись с друзьями
– Ваш город по характеру очень подходит к описываемому в сценарии. Мы будем снимать здесь основные сцены, связанные с железной дорогой. Это возвращение советских людей, угнанных гитлеровцами в Германию. Среди них сестра одного из героев фильма. Затем – приезд Владимира, друга отца Жени и Леночки, который станет и их другом. Наконец, трудная, но интересная сцена мальчишеского испытания стойкости, когда один из них должен лежать под проходящим поездом. Увидят гродненцы на экране знакомые улицы, дворы, а в одном из эпизодов фильма – величавый Неман и летящий над ним планер.
Это интервью молодой тогда белорусский режиссер Виктор Туров дал журналистке «Гродненской правды» почти 52 года назад, в октябре 1965-го, когда снимал в Гродно одну из первых своих картин. Старшему поколению наших читателей наверняка хватит этих «подсказок» и описанных режиссером эпизодов, чтобы понять, о каком фильме идет речь. Да и всем остальным, можно не сомневаться, знакомо если не само кино, то его название – «Я родом из детства».
unnamed.jpg
Да-да, эта картина, входящая в список советской киноклассики, с Владимиром Высоцким, Ниной Ургант, Евгением Ташковым в ролях, с песнями в исполнении Владимира Высоцкого и Марка Бернеса тоже снималась в Гродно. А репортаж со съемочной площадки вела молодая журналистка нашей газеты Фрида Пугач.
«На днях многие гродненцы с удивлением разглядывали на улице Кирова юпитеры и прочую киношную технику, — так начинается ее материал под заголовком «Фильм снимается в Гродно».  – А уж после появились актеры, и на глазах стали разворачиваться необычные для нынешних дней события: любопытство было разожжено до предела».
Нужно отметить, что талантливой журналистке удалось в относительно небольшой публикации удовлетворить любопытство читателей и рассказать не только о сюжете будущего кино, но и о его создателях. «С Виктором Туровым мы уже знакомы по художественному фильму «Через кладбище»,  — пишет автор репортажа. На самом деле картина  «Через кладбище» была дипломной работой  начинающего режиссера, и фильм «Я родом из детства» стал по сути первой самостоятельной его картиной. После нее он снял еще пятнадцать художественных лент, став классиком белорусского кинематографа. В его фильмографии – знаменитые «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Люди на болоте», «Дыхание грозы». В 1979-м Виктору Турову было присвоено звание народного артиста Белорусской ССР, а в  1986-м он стал народным артистом СССР.
2.jpg
Рассказывает журналистка и об авторе сценария картины – уже тогда легендарном Геннадии Шпаликове. К тому времени Шпаликов уже написал сценарии к культовым фильмам «Я шагаю по Москве» (все наверняка  помнят слова песни «А я иду, шагаю по Москве, но я пройти еще смогу соленый Тихий океан и тундру, и тайгу») и «Мне двадцать лет».
А вот имя Владимира Высоцкого в репортаже не звучит, хотя в те годы его песни уже были широко известны. Восполним этот пробел сегодня. По одной из версий изначально на роль танкиста Володи, исполненную Высоцким, Туров хотел пригласить Николая Губенко. Но артист тогда оказался слишком занят и порекомендовал вместо себя своего товарища из Театра на Таганке  – Владимира Высоцкого.
3.jpg
Высоцкий приехал в Минск на пробы, познакомился с Туровым. А дальше случилось то, что обычно происходило с людьми, которые с ним знакомились.  В первый же вечер артист и режиссер общались до самого утра. Высоцкий много пел. А наутро сдал билеты на поезд и остался в Беларуси: Туров уже не сомневался, что роль танкиста Володи исполнит Владимир Высоцкий. Для Высоцкого эта роль стала началом кинокарьеры, с Туровым они стали друзьями, и ставший уже знаменитым артист охотно вспоминал свои первые съемки у белорусского режиссера. «Не случайно фильм называется «Я родом из детства». Виктор Туров на все смотрит детскими глазами», – говорил Высоцкий. А еще вспоминал эпизод, когда одна из пожилых женщин, увидев его на улице в обтрепанной одежде, когда он готовился к съемке, стала приговаривать: «Ой, милок, что же с тобой война сделала»…
А вот и уникальный факт, который удалось раскопать в поисках информации в сети. Оказывается, именно в Гродно во время съемок картины «Я родом из детства» по инициативе Турова была сделана первая профессиональная запись песен Высоцкого – в студии, со специальным оборудованием и звукооператором. Тогда была записана большая часть написанного им к концу 1965 года репертуара. А «Я родом из детства» стал первым фильмом, в котором артист смог сам исполнить свои песни.
Не упоминает автор публикации и Нину Ургант, чью фамилию молодое поколение знает больше благодаря внуку – популярному телеведущему Ивану Урганту. Для нее «Я родом из детства» стал пятнадцатым по счету фильмом. После были еще около сорока кинолент – «На всю оставшуюся жизнь», «Дни хирурга Мишкина», «Запомните меня такой» и многие другие. Интересно, что в 2004-м актриса снялась даже в популярном сериале  «Улицы разбитых фонарей».
Но вернемся к нашему репортажу. «Мне удалось познакомиться с двумя самыми молодыми актерами, участвующими в фильме, сценическими братом и сестрой, – пишет журналистка. – Витя Колодкин и Таня Овчинко – минские школьники, впервые «хлебнувшие» кино. Московский школьник Валерий Зубарев, исполняющий в фильме роль Игоря, снимался уже в нескольких фильмах. Зато Юра – Эдик Довнар – такой же новичок». Как удалось узнать,  Виктор Колодкин во взрослой жизни стал конструктором, не связали жизнь с кино Татьяна и Эдуард. «На съемки картины я попал совершенно случайно, – вспоминал он. – Летом 1965 года в пионерский лагерь, где я отдыхал, приехали несколько человек с киностудии «Беларусьфильм», чтобы отобрать детей для съемок в художественном фильме… Не знаю, чем я приглянулся молодому тогда еще режиссеру Виктору Турову. Но так уж случилось, что выбрали меня». Из всех названных в публикации юных актеров продолжил актерскую карьеру лишь Валерий Зубарев. Он снялся в нескольких фильмах, среди которых «Доживем до понедельника» и «Сыновья уходят в бой».
… Прошло много лет, и в мае 2014 года фамилия Турова вновь прозвучала в «Гродненской правде», но уже по другому поводу. Им стал приезд его дочери Елены Туровой, тоже ставшей режиссером, для съемок своей  картины «Киндер-Вилейское привидение». Тогда мы опубликовали большое интервью с Еленой Викторовной. В кино, кстати, снимается и ее дочь – внучка Турова Ника Шилковская.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля