Общество

«Я сейчас сам забронирую отель, а потом мне жена весь мозг проест». И ещё 7 аргументов, почему люди покупают пакетные туры

Жаркое лето в белорусском турбизнесе. Каждую неделю горячая новость. Сначала бурно обсуждали новые правки в закон о работе турагентств, а на прошлой неделе в СМИ прошла информация о том, что некоторые компании решили ввести дополнительную комиссию за подбор туров. Реакция туристов очевидна: негодование и сотни комментариев в соцсетях. Правда, большинство из них быстро свелись к одной мысли. Турфирмы — это отмирающий вид деятельности, и они вообще никому не нужны.

Особенно занимательно всё это выглядит на фоне недавнего сообщения Национального статистического комитета. Оно утверждает: за 2018 по путевкам съездили отдохнуть более 850 тысяч человек, и с каждым годом эта цифра растёт. Денис Ганаков, соучредитель компании «Затока.бай», не побоялся народного гнева и вызвался опровергнуть мнение форумных экспертов. Holiday.by выбрал восемь самых жёстких аргументов из соцсетей и предоставил слово представителю лагеря профессионалов.

«Сегодня каждый может сам организовать своё путешествие. Большинство людей предпочитают отдыхать самостоятельно. Турагенты, как и риелторы, умирающая профессия»

— Аргумент без доказательств. Я, как экономист, в первую очередь всегда смотрю на цифры. Их ежегодно публикует Национальный статистический комитет РБ на основании тех сведений, которые подают турфирмы. Как только средняя зарплата приближается к заветным «пятиста», доля проданных пакетных туров возрастает. Это говорит о том, что турагентства не просто не умирают, а наоборот: денег в индустрии с каждым годом становится все больше и больше. А вот товарищей, которые отдыхают самостоятельно, никто не считает. Так что серьезных исследований, позволяющих оценить рост самостоятельных путешественников в Беларуси, просто нет.

«В турагентства обращаются только те, кто сам не умеет пользоваться интернетом»

— Нет, огромное количество людей осознанно покупают туры по массовым направлениям, так как это проще, чем организовывать путешествие самостоятельно. Самые яркие примеры — Египет, Турция, Греция, Болгария. При этом, согласен, что развитие лоукост-компаний и онлайн-сервисов серьёзно расширяют выбор и дают альтернативу. Но здесь нужно чётко понимать: пакетный туризм и культура самостоятельного отдыха — это две параллельные истории. И это неправильно, когда группка ребят, которые предпочитают отдыхать без помощи турфирм, начинают кричать: «Вы чего, лохи? Зачем вам турагентства? Вот мы уже давно всё научились организовывать сами!» Каждый сам выбирает, что ему комфортнее.

«Турфирмы прекратят существование, так как их предложения не конкурентны по цене. Разница в стоимости между пакетными турами и самостоятельным путешествием может составлять 300%»

— Отчасти согласен. Если бы ещё самостоятельные путешественники так часто не манипулировали нечестными подсчётами. Да, билет до Барселоны у лоукоста будет стоить семьдесят евро. Но оплати багаж (плюс тридцать евро в каждую сторону), трансфер, более-менее комфортную дорогу до Вильнюса — сколько получится на выходе? Добавь стоимость своего времени, и ты получишь по деньгам тот же самый продукт из Минска. Бонусом полную защищенность в непредвиденной ситуации от турагентства. Но, конечно, говорить, что разница составляет 300% гораздо эффектней. Мне кажется, при публичном обсуждении нужно считать цифры правильно. Тогда всё начинает выглядеть по-другому.

«Услугами турфирм пользуются только ленивые»

— Странный аргумент. Наоборот, обращение в турфирму — показатель, что у человека отпуск проходит в фиксированные даты, и он не готов тратить время, полагаться на удачу и сидеть и вылавливать супер-горящие предложения.

«Все турагентства продают одинаковый ширпотреб (имеется в виду формат туров)»

— Хватает разных предложений. По тем направлениям, где они нужны, вполне успешно продаются авторские туры. Но пока Турция и Египет забирают львиную долю отдыхающих, конечно, рынок выдаёт практически идентичные предложения. При этом, структура турбизнеса постоянно меняется: появляются новые технологии, происходят геополитические изменения. На рынок приходят крупные иностранные игроки, которые не только забирают львиную долю прибыли, но и диктуют свои правила, по которым формируется продукт.

«Турфирмы — это паразиты-посредники, ничем не рискующие и ни за что не отвечающие»

— Очевидно, что рискующие — в первую очередь, своими финансами. По нынешнему законодательству за то, что будет происходить с туристом, в полном объеме отвечает турагентство. Причем, независимо от причин происшествия. Достаточно вспомнить историю, когда у отдыхающих в Греции из сейфа были украдены деньги, и суд обязал белорусского турагента выплатить сумму пострадавшим. Или пример с «Натали Турс». После банкротства российского туроператора наши турфирмы покрыли более 800 тысяч евро клиентских убытков из своего кармана. Новая версия закона, которая сейчас лежит на подписи, также говорит о ужесточении финансовой ответственности. Это немало.

По поводу того, что турагентства ни за что не отвечают. Конечно, отвечают — и это всегда прописано в договорах в разделе «Обязательства». Просто зачастую наши туристы не понимают своих прав. Например, продолжают жить в номере, который им катастрофически не нравится, и при этом систематически жаловаться всем вокруг. Ну, не нравится тебе номер, значит, выйди из него пойди сними комнату, которая тебя устроит, заплати, а по приезду предъяви все доказательства в суде. И тебе вернут деньги. Никаких проблем. Точно так и с транспортом. Если тебе оказывают некачественную транспортную услугу, выйди из автобуса, сядь на самолет или поезд, а после подай в суд и забери свои деньги. А у нас принято жаловаться на турфирму, но при этом пользоваться её продуктом от начала и до конца. Потом эти претензии выглядят уже странно.

«Турфирмы не нужны, так как менеджеры имеют низкую квалификацию»

— Практически у всей массы игроков на рынке одна и та же проблема: очень маленькая маржинальность бизнеса. Это не позволяет эффективно развиваться. Средний уровень зарплат в туризме действительно не оставляет возможности набирать высококвалифицированных людей. Они уходят в другие сферы. Параллельно развивается онлайн-сфера, где ты сам задаёшь параметры и делаешь выбор. Но давайте честно: многие люди до сих пор предпочитают переложить ответственность на кого-либо. Потому что, если мы говорим про пакетный туризм, мы имеем в виду семейные пары. Это люди, которые практически не путешествуют в одиночку. Едет мужчина с супругой, с детьми. Первая мысль: «Да ну нафиг! Я сейчас приму решение по бронированию именно этого отеля, а потом мне жена весь мозг проест». А так всегда можно сказать: «Я ни при чем, это турагент посоветовала, вот с ней давай и разбираться».

«Турфирмы не нужны, так как 80% населения Беларуси живут очень бедно и вообще не могут позволить себе отдых за границей».

— Скажу так: оставшиеся 20% — вполне неплохая цифра. Значит, объём туристического рынка — почти 2 миллиарда долларов. Очевидно, что при таких цифрах белорусские турфирмы будут существовать ещё очень долго и вполне успешно — даже если их уже больше тысячи.

0
1
Поделись с друзьями