«За нескольких минут похитили более 7 тыс. рублей». Как белорусов разводят на фишинговых сайтах

ОбществоПроисшествия
0
0
Поделись с друзьями

На популярной торговой интернет-площадке массово разводят пользователей на деньги. Кто и как попадается на уловки мошенников.

Алеся зарегистрировалась на торговой площадке «Куфар», чтобы продать ненужную детскую мебель. Вскоре на объявление откликнулись сразу несколько пользователей и наперебой принялись слать ей сообщения в Viber. Одна девушка, которая была якобы не из Минска, предлагала сию секунду оплатить не только товар, но и его пересылку. Вскоре на телефон Алеси даже пришло сообщение: «Детская мебель оплачена», пишет minsknews.by.

— Она сбросила мне еще какую-то ссылку. Я перешла по ней, но у меня не закралось ни малейшего подозрения: все тот же «Куфар», — рассказывает Алеся.  Там требовалось ввести реквизиты кредитки, что я и сделала. Затем прислали запрос: нужно указать, сколько денег на счете, якобы для того, чтобы убедиться в принадлежности карты. И даже это меня почему-то не смутило! Вскоре пришло еще одно сообщение: «Перевод с карты на карту выполнен успешно». Так я лишилась 170 рублей.

На самом деле в доменном адресе сайта, на который привела Алесю ссылка, было несколько лишних букв, то есть она оказалась на так называемом фишинговом сайте — поддельной копии настоящего. Шокированная девушка принялась тут же звонить по номеру, с которого ей писали сообщения, но трубку снимала бабушка, живущая в Гродно. Она толком даже не понимала, о какой мебели и о каких деньгах идет речь.

Минчанка обратилась с заявлением в Ленинское РУВД. Там быстро установили, что номер действительно принадлежит гражданке 1949 года рождения. Вероятнее всего, мошенники просто использовали его для совершения своих махинаций, подключив на него мессенджер.

— Ежедневно только в наше управление обращаются 5–10 граждан, ставших жертвами интернет-мошенников, — говорит оперуполномоченный группы по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Ленинского РУВД Евгений Богдан.  Часто среди потерпевших оказываются те, кто продает детские вещи, мебель, коляски, реже — продавцы компьютерной техники. Так, например, недавно обратилась еще одна женщина, продававшая на «Куфаре» письменный стол. Покупатель также нашелся быстро, предложил перевести деньги на банковскую карту, но принципиально не «Беларусбанка». Такая была у брата минчанки, и она сообщила ее реквизиты. В течение нескольких минут у родственника похитили более 7 тыс. рублей.

По такой же схеме лишилась кровных другая жительница Ленинского района, разместившая на торговой площадке объявление о продаже детской коляски.

— Покупательница сказала, что она из Речицы, ей очень нравится наша коляска, и, чтобы мы не продали ее кому-то другому, предложила перевести деньги на мою карту, — вспоминает потерпевшая.  Я сообщила реквизиты кредитки, а потом с нее списали 66 рублей. Мы с мужем даже договорились никому не рассказывать, что попались на удочку мошенников, — стыдно!

По словам Е. Богдана, схема развода пользователей «Куфара» весьма проста: злоумышленник под видом покупателя пишет в каком-нибудь мессенджере или соцсетях. Далее присылает ссылку якобы для получения денег. Продавец, не задумываясь, переходит по ней, видит форму для ввода реквизитов для получения средств на карту и беспечно начинает их заполнять, а потом лишается денег и спешит в милицию писать заявление.

— Наши граждане порой настолько легкомысленны и доверчивы, что даже не обращают внимания на коды мобильных операторов связи. А ведь есть виртуальные номера, на которые регистрируют учетные записи, — они даже сдаются в аренду. Так, мошенники, находясь якобы в Беларуси, могут писать, например, с номера +380-66-758-60-15. И людей это даже не настораживает! — отмечает офицер.  К слову, изобличить киберзлодеев непросто, ведь подобные преступления весьма скрытые.

В практике собеседника были случаи, когда потерпевшие сообщали реквизиты сразу нескольких банковских карт и подчистую лишались всех имеющихся на них денег. Иногда мошенники на прощание присылали своим жертвам издевательские сообщения: «Теперь у меня есть деньги, а у тебя нет!» и ставили смайлики.

Порой злоумышленники используют карту жертвы в качестве транзита похищенных у другого человека денег: при покупке товара ему «ошибочно» переводят большую сумму, например 2 000 рублей вместо 200, а потом просят вернуть разницу. Это весьма хитрый способ запутать следы, ведь первым делом милиционеры придут к владельцу карты, на которую был сделан перевод. В некоторых случаях мошенники даже могут предложить оставить себе небольшую сумму в качестве компенсации за причиненные неудобства. Стоит ли говорить, что отдельные граждане слишком падки на халяву.

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать элементарные правила кибербезопасности:

  • не переходить по ссылкам, которые вам высылают в Viber, Telegram, WhatsApp;
  • не сообщать никому коды из SMS-сообщений от вашего банка;
  • не разглашать и не высылать трехзначный код с обратной стороны банковской карты;
  • не сообщать свои паспортные данные даже под предлогом перевести вам денежный платеж;
  • не переводить деньги за призы и подарки;
  • не производить предоплату за товар с подозрительно низкой стоимостью.

Если вы все же попались на удочку фишинговых мошенников:

  • незамедлительно измените пароли, которые вы успели указать;
  • позвоните в службу безопасности банка, если вы отправили платежные данные, чтобы вам подсказали дальнейшие действия;
  • свяжитесь с администраторами оригинального сайта.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @Newgrodno_feedbackbot

Добавить комментарий

Close