Задержание груза на таможне: как определить убытки перевозчика

ОбществоСпецпроектыСтраж Права
0
0
Поделись с друзьями

Сегодня в центре нашего внимания проблемы перевозчиков грузов. В частности, ситуации задержания груза на таможне и то, как определить убытки перевозчика. Ведь взыскание дополнительных неподтвержденных расходов истца часто вызывает вопросы у суда. Правомерный отказ в признании таких расходов в кассационной инстанции зачастую влечет для истца новые затраты. Это выражается в том, что суд требует уплатить расходы, понесенные ответчиком в кассационном производстве. Как правильно поступить в подобной ситуации? Специально для рубрики «Страж права» объясняет постоянный эксперт портала Newgrodno.by юрист Сергей Белявский. В конце публикации — видеоконсультация по теме.

Задержка груза на таможне: нормативные документы

Вначале выясним, каким документом должен руководствоваться перевозчик, если возникают дополнительные затраты в международной перевозке грузов.

Организация должна руководствоваться статьей 14 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов ( далее – КДПГ).

В статье указано, что если по какой-либо причине выполнение договора на условиях, определенных в накладной, является или становится невозможным до прибытия груза к месту, предназначенному для доставки, то перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом, согласно положениям статьи 12 КДПГ.

При этом, согласно пункту 1 статьи 7 КДПГ, грузоотправитель несет ответственность за все издержки, ущерб и убытки, причиненные перевозчику вследствие неточности или недостаточности указаний грузоотправителя.

При взыскании убытков в связи с исполнением обязательства также нужно одновременно доказать:

1.  причинную связь между понесенными убытками и неисполнением обязательства;

2.  размер убытков.

Что касается упущенной выгоды, то нужно показать то, какие приготовления были сделаны кредитором для получения этой выгоды.


Сергей Белявский

Сергей Белявский — юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры». Имеет более 10 лет стажа работы судьей экономического суда. Член Белорусского республиканского союза юристов.


Задержка груза на таможне — пример

Дело о возврате во владение клиента принадлежащего ему автомобильного транспортного средства. Суд первой инстанции отказал взыскать убытки перевозчика в виде расходов по перевозке транспортного средства и оказанию юридических услуг.

Суд установил следующие обстоятельства. Был договор-заявки на перевозку грузов автомобильным транспортом по маршруту Беларусь-Турция. Выполнение планировалось задержанным транспортным средством. По подтвержденной судом информации, до момента заключения вышеназванного договора автомобиль истца был задержан правоохранительными органами, посему возможности исполнить условия вышеназванного договора не имелось.

Следовательно, у истца не было оснований планировать выполнение перевозки с участием задержанного транспортного средства, заведомо зная о неисполнимости обязательства.

Невозможность исполнения заявки с использованием задержанного транспортного средства не может относится к обстоятельствам, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело.

Как бизнесу в Беларуси из-за коронавируса снизить аренду — разбираем указ 143 (видео).

Что заявил истец

Истец также заявил к возмещению расходы на оплату юридической помощи по договору о предоставлении юридических услуг. Предметом этого договора было юридическое сопровождение дела о возврате во владение клиента принадлежащей ему машины.

Пунктом 1 статьи 16 КДПГ установлено, что перевозчик имеет право на возмещение расходов, вызванных запросом инструкций или выполнением полученных инструкций лица, правомочного по договору.  Однако нужно подчеркнуть, что данные расходы не должны являться следствием его собственной вины.

В материалы дела не представлено доказательств того, что ответчик дал инструкции истцу для оказания юридических услуг с целью выполнения перевозки.

Тем временем оказание данных юридических услуг для истца не связано со стадией досудебного урегулирования спора с ответчиком. Поэтому они не являются расходами, подлежащими возмещению проигравшей стороной.

Выводы

Кассационной инстанцией при пересмотре дела было дополнительно указано, что понесенные истцом расходы на оплату юридических услуг обусловлены действиями должностных лиц государственных органов в рамках уголовного производства. Данные обстоятельства подтверждают правильность выводов суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для признания понесенных истцом расходов по оплате юридических услуг убытками, ответственность за возмещение которых может отнесена на ответчика.

Итак, какие выводы? Основания для взыскания убытков должны возникнуть после и в связи с возникновением обязательств между сторонами. Кроме того, факт отсутствия инструкций грузоотправителя является достаточным основанием для непризнания убытков судом.

Факт заключения договора на оказание юридических услуг не является безусловным основанием к признанию расходов на юридическую помощь обоснованными. Это потому, что данные услуги должны быть связаны со стадией урегулирования спора с ответчиком. Но не быть вызваны действиями третьих лиц: служащих таможенных, следственных органов либо иных органов и организаций.

Задержка груза на таможне (видео)

Сергей Белявский в соавторстве с юристом Максимом Бородавко

Больше консультаций в авторском Youtube-канале Сергея Белявского

Перепечатка любых материалов портала Newgrodno.by (фото, видео, текст, другой фрагмент публикации) запрещена без письменного разрешения редакции. Обращаться по адресу info@newgrodno.by.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close