Похоже, раскрыт секрет загадочного слова Salve: история и достопримечательности улицы Свердлова в Гродно
Свердлова – тихая, утопающая в зелени улица, которая находится в историческом центре города Гродно. Она располагается на 400-метровом отрезке между улицами Социалистической и Будённого и славится тем, что на ней сохранилось немало домов с яркой архитектурой, представляющей стили модерн и эклектика, построенных в конце XIX – начале ХХ века.
Там также можно увидеть целый квартал зданий, возведённых в 1920-е годы и постройки послевоенного сталинского периода, рассказывает телеканал «Гродно Плюс».
Здесь размещалась одна из старейших гродненских больниц
История улицы Свердлова хранит в себе немало интересных страниц. Она появилась на карте Гродно в XV или XVI столетии. Сперва её называли улицей «На курган», так как она вела на восточную окраину города, прямиком к курганному могильнику, где гродненцы с незапамятных времен и вплоть до XII века хоронили своих предков.
Чуть позже эта улица именовалась Демьяновской, возможно потому, что там находилась православная часовня святых братьев-мучеников Космы и Дамиана Асийских. Дамиана в простонародье называли Демьяном, отсюда и такое название.
В XVIII столетии, в 1728 году, на улице обосновался католический орден монахов-бонифратров, или орден госпиталитов святого Иоанна Божьего. Орден был основан в испанской Гранаде во второй половине XVI века. Главной его задачей было попечение о больных. Монахи-бонифратры были искусными лекарями. А потому в деревянном здании их гродненской резиденции находился и госпиталь. Его медицинский персонал обычно составляли аптекарь, хирург и медбрат. Для содержания госпиталя монахи собирали в городе пожертвования. Со временем улица получила наименование Бонифратерской. Так она называлась вплоть до 1864 года, когда, после подавления восстания 1863 – 1864 годов, многие гродненские улицы были переименованы. В тот период улица стала Татарской, но в 1920-е – 1930-е годы ей на время было возвращено наименование Бонифратерской.
При монастыре бонифратров действовала деревянная часовня, которая была построена прямо над воротами в святую обитель. В XIX веке она была разобрана по причине ветхости. Предположительно, владения бонифратров находились на месте дома № 8а, а ранее там могла располагаться и часовня святых Космы и Дамиана.
Госпиталь бонифратеров являлся одной из старейших гродненских больниц (в нашем городе с XVI столетия на нынешней Советской улице существовал монастырь Святого Духа, который выполнял роль городского приюта и больницы для малоимущих).
Возрожденная из пепла
Когда-то улица, нумерация домов которой начинается от улицы Буденного, своим дальним концом примыкала к Сенному рынку. На этом рынке гродненцы покупали сено для лошадей и других домашних животных, а также продукты, гончарные изделия и другие предметы домашнего обихода. Главным фасадом к площади рынка был обращён один из крупнейших и красивейших гродненских дворцов – двухэтажный дворец Огинских, имевший также и мансардный этаж. Он был построен в 1790 году в стиле классицизма по проекту виленского архитектора Кароля Шильдгауза, также возводившего Дворец Бутримовича в Пинске. Дворец Огинских сгорел в начале Великой Отечественной войны, его руины были разобраны, а Сенной рынок в 1941 году закрыли немецко-фашистские оккупанты.
На улице были расположены и многие другие дворцы и усадьбы богатых горожан. Однако деревянная застройка улицы сгорела во время опустошительного гродненского пожара 1885 года. На её месте были возведены кирпичные дома в популярном в тот период стиле эклектики. Среди них можно упомянуть дом № 3 – одно из зданий еврейской больницы, позже – богадельня, дома № 4, 11, 12 (1910 год постройки), 22 и 22а (1899 год), 22б, 26 и другие. Ряд зданий того периода не пережил две мировые войны. Дома на улице Свердлова принадлежали преимущественно евреям. Часть зданий сдавалась в наём для размещения различных учреждений и организаций города. Так, в дореволюционный период на улице размещались мужское и женское приходские училища и женская семинария, и там же – почтовая конная станция (дом №20, не сохранился), одно из подразделений городского полицейского управления и другие заведения.
В 1920-е годы на улице размещалось немало магазинов и пивных, а в доме №8 – ресторан. На месте бывших садов и сгоревшей в период Первой мировой войны деревянной застройки на улице было построено несколько красивых кирпичных особняков в стиле так называемого польского модерна. Это дома №4а, 6 и 6а, 8 и 8а и 10. В этих, преимущественно, одноэтажных домиках с мезонином и колоннами, жили польские офицеры и чиновники. В советский период там также проживали семьи офицеров Гродненского гарнизона, советские и партийные работники.
С 1940 года улица получила новое название, какое она носит и сегодня – Свердлова, в честь Якова Свердлова – революционера-большевика, советского политического и государственного деятеля. Символично, что Свердлов родился в 1885 году, когда наша старая деревянная улица сгорела во время пожара и началась её новая, каменная жизнь. Любопытно, что родители Якова Моисеевича были родом из белорусского города Полоцка и дружили с писателем Максимом Горьким, который и усыновил старшего брата Якова – Зиновия Пешкова, позже ставшего корпусным генералом во Франции и Кавалером ордена Почётного легиона.
В 1940-м году в доме №7, в здании бывшей еврейской гимназии, была открыта школа №9 с белорусским языком обучения.
Улица сильно пострадала в годы войны. В послевоенное время руины разрушенных домов были разобраны, и в 1950-е годы улицу украсило несколько больших зданий, возведенных в сталинском стиле. Это дома №17 и 19. В доме №16 размещалась Гродненская фабрика художественных изделий, основанная в 1945 году и до 1958 года именовавшаяся артелью «Возрождение», а с 1992 года – Гродненским народным предприятием художественных изделий «Сузорье».
Также на улице располагается немало других домов советского периода: 1960-х – 1970-х годов постройки, ничем не отличающихся в архитектурном отношении, за исключением Свердлова, 1 – новой части комплекса зданий бывшей Железнодорожной больницы по улице Буденного, 2, в которой сейчас размещается Гродненский областной клинический кожно-венерологический диспансер.
Легенда о Касе и Басе
Улица Свердлова сегодня начинается от двух колоритных восьмигранных водонапорных башен, построенных в стиле эклектики и являющихся памятниками промышленной архитектуры. Их строительство было связано с созданием в 1877 году первой в городе системы водоснабжения. В высоту башни достигают 22 метров, а находятся они в самой высокой точке старого городского центра.
Западная башня была возведена в конце XIX века, в 1890 году, а восточная – уже в начале ХХ века. Гродненцы называют их «Касей» и «Басей». Существуют две версии происхождения этих названий. Согласно легенде, до войны в одной из башен размещалась бухгалтерия водоканала, и там работала сотрудница Бася (Барбара), а в соседней башне в должности завхоза трудилась женщина по имени Кася (Катерина). По другой версии, эти названия придумал белорусский художник Сергей Веремейчик.
В 1982 году гродненский трест «Водоканал» передал башни гродненскому отделению Союза художников БССР под творческие мастерские, и через 3 года, после ремонта, там приступили к работе наши живописцы, графики и скульпторы. Сейчас это – творческие мастерские Гродненской областной организации Белорусского союза художников. Среди известных творцов Принеманья, работавших в гродненских «башнях-близнецах»: Юрий Яковенко, Владимир Пантелеев, Валентина Шоба, Виктория Ильина, Александр Болдаков, Иван Русачек, Александр Ступень.
Не так давно рядом с башнями появилась скульптура кота, который забрался на пень и поглядывает на скворечник.
Salve, или Здравствуйте!
Неподалеку от Каси и Баси находится дом №4. Он был выстроен в стиле эклектики в 1902 (по другой версии – в 1914) году как одно из четырёх спроектированных аналогичных зданий комплекса жандармских казарм, которые должны были занимать разные углы на перекрестке двух проспектов. Однако остальные три казармы так и не были построены. Сегодня здание используется как жилое. Оно имеет характерные высокие потолки. Во многих квартирах сохранились кафельные печи.
Входящих в здание на полу крыльца встречает старинная надпись-приветствие на итальянском или на латинском языке – «SALVE», видимо, сделанная уже в 1910-е годы. В переводе на русский язык она буквально означает «Привет» или «Здравствуйте!». Складывается впечатление, что многие гродненцы, в том числе строители и жители дома, имели хорошее образование, отлично знали латинский язык и могли прочесть подобные надписи. Но нет, нужно пояснить, что в начале ХХ века существовала мода на подобные надписи. Так, например, в Одессе в парадных многих старых домов сохранились точно такие же напольные надписи «SALVE».
Что общего было между Одессой и Гродно того времени? И там, и здесь существовали крупные еврейские общины, из представителей которых и формировались, преимущественно, строительные артели. Была и ещё одна, уже позабытая, связь. Одесса, как и Гродно, являлась одним из крупнейших центров табачной промышленности Российской империи. В Одессе, к слову, работало представительство фабрики гродненского табачного короля Шерешевского. Ведь именно через этот порт в наш город поступал табак, который в тот период завозили морем из Турции, Египта и Греции.
И тут мы вплотную подошли к раскрытию тайны популярности надписи «SALVE». Дело в том, что в начале ХХ века табачная фабрика наследников А.М. Попова в Одессе выпускала модные папиросы марки «SALVE». Например, в продажу поступали папиросы 1-го сорта «Сальве», которые стоили недешево: 12 копеек за десять штук. В 1910-м году эта же фабрика начала производить мундштуки (гильзы из папиросной бумаги) «SALVE» с фильтрующим патроном, упакованные по 10 штук в одной коробке. Их нужно было самостоятельно, по своему вкусу, набивать табаком. Именно это запатентованное изобретение позже натолкнуло табачную промышленность на идею производства сигарет с фильтром. Папиросами «Сальве» в начале ХХ века торговали не только в Российской империи, но и по всему миру. Их курили и очаровательные красавицы Парижа, и жители нашего маленького Парижа – гродненцы, а потому красивое иностранное слово salve нашим предкам было также хорошо знакомо, как и нам сегодня названия торговых марок и брендов популярных товаров.
Знаменитые жители и гости улицы Свердлова
Одним из первых жителей улицы был Ицко Демьянович, чьё имя было упомянуто в документах еще в 1561 году. Отдельные исследователи считают, что именно от его фамилии и произошло название улицы, хотя в этом случае она бы называлась Демьяновичской, а не Демьяновской.
Мы уже упоминали дворец Огинских. Он своим южным концом примыкал к началу нынешней улицы Свердлова. Дворец был построен для князя Михаила Казимира Огинского (1729 – 1800) – государственного и военного деятеля, гетмана великого литовского (1768 – 1793), поэта, писателя, композитора и драматурга. От него эта недвижимость перешла к племяннику – Михаилу Клеофасу Огинскому (1765 – 1833) дипломату, политическому и государственному деятелю, композитору, автору знаменитого «Полонеза Огинского». Он в тот период жил в Слониме, но не раз бывал и в своем дворце в Гродно.
В доме №18 по улице Свердлова некоторое время проживал всемирно известный белорусский писатель Василь Быков со своей семьей. Старожилы рассказывают, что во дворе этого дома сегодня растет дуб, посаженный писателем.
В доме №7 (не сохранился, находился на перекрестке с ул. Социалистической) в середине 1920-х годов работала Гродненская гуманитарная общая еврейская гимназия Мейерсона. В ней учился Виктор Ворошильский (1927 – 1996) – известный польский поэт, прозаик и переводчик, уроженец города Гродно. Именно он перевел на польский язык ряд произведений Василя Быкова. В этом же доме до Первой мировой войны проживал известный гродненский чиновник и общественный деятель Акинфий Волкович.