Дорого берут, не на все согласны, иногда воруют: белорусы рассказали свои истории о поисках сиделки
Государство предоставляет возможность воспользоваться услугами сиделки по доступным ценам. Но ждать нужно долго.
Никто не застрахован от того, что его ждет в старости. Хорошо, если человек в преклонном возрасте и сохраняет здравый рассудок, может сам себя обслуживать.
Но часто бывает совершенно по-другому: дети вынуждены досматривать своих больных родителей или прибегать к услугам сиделки. За вторым вариантом часто скрывается много трудностей и рисков.
Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева на условиях анонимности пообщалась с белорусами, которым довелось искать сиделок.
Две сиделки
Антонина живет в Борисове. Несколько лет назад у ее мамы Галины случился инсульт. Женщина 10 дней пролежала в больнице, после чего ее выписали в состоянии «овоща» – она вообще не двигалась. До этого Антонина не сталкивалась с лежачими больными, поэтому не была готова к новой реальности.
«Сразу после выписки мамы к нам домой пришел невролог из местной поликлиники. В общем, он ее поставил на ноги. Никто не верил, что в таком возрасте это возможно – тогда ей было 83 года, сейчас 86. Конечно, мы беспрекословно выполняли все рекомендации врача», – рассказала Антонина.
Сегодня хотя Галина и может самостоятельно ходить, но ей все равно нужна поддержка другого человека. Кроме того, у женщины деменция: она забывает элементарные вещи, не узнает близких, и поэтому оставлять ее одну опасно.
Так как у дочери семья и работа, она не могла все время находиться с матерью. В поиске сиделки помогли знакомые, которые посоветовали женщину с медицинским образованием и большим стажем работы в медучреждении.
Сиделка приходит каждый день на 4-5 часов, в том числе в субботу и воскресенье. За свои услуги она получает 5 рублей в час, итого в месяц – около 600 рублей. По словам Антонины, такая сумма – не предел: есть сиделки, у которых тариф гораздо выше.
«Еду я готовлю сама, так как по вечерам прихожу к маме и остаюсь у нее ночевать. Лариса ее разогревает, кормит маму, переодевает, моет посуду, дает таблетки, меняет подгузник, переворачивает», – рассказала об обязанностях работника Антонина.
Кроме частной сиделки за Галиной ежедневно смотрит и государственная – из территориального центра социального обслуживания населения. Ее услуги обходятся гораздо дешевле – за один час около 1 рубля.
«Мне было бы выгоднее, чтобы больше приходила государственная сиделка. Но у них лимит – два часа в день и по выходным она не работает. Это все потому, что сиделок не хватает», – заключила собеседница.
И добавила, что сама ни за какие деньги не согласилась бы на эту работу.
Вынужденный переезд
Мама Юры тоже перенесла инсульт. После случившегося ее парализовало, и она полностью потеряла речь. На тот момент сын жил и работал в Минске.
В местном территориальном центре социального обслуживания населения мужчине предложили воспользоваться услугами социального работника.
«Сиделку мне сразу не предлагали, потому что на них очередь. Меня предупредили, что если освободится место, то есть умрет какой-то человек, то я смогу воспользоваться этой услугой. А пока взял соцработника. Но у него немного другой функционал – сходить в магазин, аптеку, пол помыть. А, например, подгузник он не поменяет», – поделился Юрий.
Пока мужчина работал в Минске, ухаживать за мамой помогала соседка за небольшое вознаграждение. Договор с соцработником Юрий расторг, так как не видел в этих услугах смысла. Спустя время территориальный центр все-таки выделил сиделку.
«Она приходила только на пару часов, а мама должна быть под присмотром всегда. У нее в любой момент может случиться приступ эпилепсии. Поэтому я отказался от ее услуг и решил поискать частную сиделку», – признался собеседник.
По словам Юры, в интернете есть специализированные сайты, где сиделки оставляют свои объявления. Помогают с поиском и агентства. Но в данном случае не все так просто: сиделки сами выбирают себе подопечных, диктуя свои условия.
«Была такая проблема, что некоторые могут либо только вечером после шести, либо в определенные дни. Другие работают только по выходным, потому что, наверное, есть еще какая-то работа. То есть тут уже надо под них подстраиваться. В итоге я нашел агентство в Минске. Оно предоставляло услугу в другой город, но это только с проживанием и ночлегом. Сутки стоили 70 рублей. Не каждый сможет себе такое позволить», – рассказал Юрий.
В итоге мужчине ничего не оставалось, как бросить работу в Минске и приехать смотреть маму самому. В месяц они вдвоем живут на доход в 1100 рублей, который складывается из пенсии матери и пособия по уходу за ней.
«Конечно, меня гложет, что я не могу заниматься своей жизнью, работать. Да и морально сложно постоянно находиться с близким человеком, который мучается. Но у меня нет братьев, сестер, других каких-то родственников, которые могли бы помочь. Если бы в территориальном центре можно было бы заключить договор на сиделку на 8 часов, это было бы здорово. Ну или хотя бы на полдня», – подытожил мужчина.
Обворовала полквартиры
Маму Юли зимой 2021 года положили в больницу с воспалением легких. Из дома женщину забирали в таком состоянии, что шансов выжить практически не было. В итоге она пролежала почти три недели под кислородом и заразилась еще коронавирусом.
«Через полтора месяца врачи сказали, чтобы я забирала маму домой. Они пояснили, что все возможное для ее выздоровления сделали и уже больше ничем помочь не могут. Они добавили, что поставить ее на ноги можно будет только должным восстановлением. Я тогда была в таком трансе, полезла в интернет смотреть информацию. Не могла понять, что делать дальше и что значит должное восстановление», – рассказала женщина.
Помимо покупки всех необходимых лекарств и витаминов, появилась острая необходимость найти сиделку. И тут Юле пришлось пройти целый квест. Работника она искала в интернете: объявлений много, но каждое – «с сюрпризом». Одна женщина не смогла приехать в назначенный день и время, так как резко заболела. Еще одна и вовсе ушла в запой. После многочисленных звонков Юля остановилась на Ларисе.
«Первое, на что сиделка посмотрела, это даже не моя мама, а сама квартира. Тогда я не придала этому значения. Она посетовала на то, что жилье небольшое, но согласилась работать. При этом предупредила, что будет ухаживать за мамой максимум два месяца: потом начинается дачный сезон и она уезжает», – вспоминает Юля.
Все договоренности были в устной форме: сиделка должна была ухаживать за мамой круглосуточно. За свои услуги она потребовала около 800 рублей в месяц – это ровно столько, сколько на тот момент зарабатывала собеседница. При этом она питалась продуктами, которые закупала Юля.
Сперва к работнице не было никаких претензий. Она была весьма приветливой, хорошо ухаживала за мамой и благодаря ей за два месяца состояние женщины стало гораздо лучше. Однако Юля и предположить не могла, что после ухода сиделки не досчитается многих вещей в квартире.
«Она вынесла из кухонных шкафчиков посуду, сервиз «Мадонна», запасы макарон и круп. Потом мать начала перетряхивать свои вещи в шкафу. Я ей привозила раньше из Турции полотенца, текстиль, зонтики, перчатки. Мы этого ничего не нашли», – рассказала женщина.
Юля позвонила сиделке, но она отрицала воровство. Придавать этому делу огласку собеседница не решилась – не захотела тратить нервы.
Как водится, у каждой проблемы две стороны. Пообщавшись с теми, кто нуждается в услугах сиделки, Sputnik решил выслушать и тех, кто такие услуги оказывает. Следите за публикациями на сайте.