Что белорусы ели пару веков назад – примерно понимаем, а что пили – представляем туманно. Винная карта у наших предков имелась – там, в основном, настойки. Повторили крепкие рецепты минский шеф-бармен и эксперт белорусской кухни. Они показали готовый продукт журналистам Tochka.by.
Кулинарная экспедиция
Елена Микульчик – эксперт белорусской кухни. Национальная академия наук приглашает ее, чтобы провести блюдам кастинг на место в списке нематериального культурного наследия. Последним этот статус в 2022 году получил драник.
Эксперт ездила в кулинарные экспедиции по всей стране, заседала в архивах. Накопились знания не только по нашей традиционной еде, но и по напиткам. Воссоздать коллекцию настоек помог шеф-бармен заведения «На дне» Евгений Забелов.
В коллекции – двенадцать настоек. Про все говорить – долго, выбрали четыре самые характерные – для понимания, что пили крестьяне, мещане и шляхта.
Рафалия
Самая дорогая настойка. Подавали ее в богатых шляхетских домах.
Настаивали целый год. Ягоды закладывали в бутыль все лето, по мере их созревания. Заливали спиртом, добавляли мед. Первый раз пробовали рафалию под Рождество. Отпивали только слегка, чтобы добавить апельсин. И обратно настойку в погреб – до Пасхи.
Сейчас любые ягоды в замороженном виде – под рукой, по лесам бродить не нужно.
Клубника, малина, смородина в герметичных пакетах настаиваются раздельно.
В основе настойки – качественный спирт категории альфа. Технологии позволили ускорить мацерацию – с одного года до пяти часов.
«Настаиваем в теплой воде по технологии су-вид. Пакеты в водяной бане лежат при температуре 36 градусов», – Евгений Забелов подгонял старинный рецепт под наши реалии.
В конце – купажирование и выводят баланс сахара. Получается насыщенная настойка крепостью около 25 градусов.
Зубровка
Пили ее и богатые, и бедные. Думали, надеялись, что это афродизиак. Это не так, но настойка помогает быстрее переварить еду. Особенно когда на столе много мяса.
В разных уголках нашей страны – своя вариация рецепта. Бармен и эксперт белорусской кухни сошлись на таком рецепте – трава зубровка, сухая мята и цедра лимона.
Ничего лишнего, чтобы настойка не была тяжелая по ароматике. Мята освежает, лимон дает мягкость.
Крамбамбуля
Придумали напиток в Гданьске в конце 18 века. Слово пришло из старонемецкого – сочетание «можжевельник» и «выпивоха».
Напиток неплохо зашел в студенческую среду. Молодые люди привозили домой модное слово и рецепт.
Крамбамбуля – ликер, крепостью под 30 градусов. На водке настаивают гвоздику, корицу, душистый перец, бадьян и цитрусовые. Для сладости и плотности добавляют мед.
Хреновуха
Простыл – накатил. Прадеды пили хреновуху как иммуномодулятор.
Хранили хреновуху в специальном шкафчике, который назывался «аптечка приятная». Такой вот лечебный мини-бар. Для души настойку не пили, дорого выходила в производстве. Хотя состав ее очень простой: спирт, тертый хрен, мед и лимон.
Хмельная традиция
Наши предки пили слабый алкоголь. Питной мед и пиво, не крепкое – на солоде, збитень. Рачительные были, зерно нежели на спирт пускать, хлеб пекли. Конечно, самые страждущие гнали самогон из свеклы и картофеля – предельно низкого качества.
До начала 19 века крепкие напитки на белорусских землях принимали как лекарство – старку, хреновуху, варенуху. Технологии поменяли отношение – спирт стало дешевле получить. В чистом виде пить – моветон, старались добавить ягодку или травинку.
ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ