Эликсир молодости. Белорусский врач рассказал, как можно дожить до 100 лет
Вопросы долголетия волнуют, наверное, каждого. Сегодня люди прилагают массу усилий для того, чтобы сохранить красоту и молодость, в любом возрасте быть бодрыми и энергичными. Так все-таки, можно ли продлить жизнь и изобретут ли ученые эликсир молодости?
Об этом «Минская правда» спросила у врача-терапевта Минского областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны им. П.М. Машерова Владимира Яблонского.
— Владимир Николаевич, почему медицина?
— Моя бабушка была народным целителем, принимала роды. Она очень хорошо знала лекарственные растения. И где бы я ни работал, везде организовывал кабинеты по фитотерапии. Первую жертву медицине я принес еще в пять лет, когда бабушка попросила поймать пиявок. Я начал их ловить и чуть не утонул в пруду. Мама вовремя это увидела и вытащила меня за рубашку.
В медицинский институт я поступил со второй попытки. В первый раз не прошел по конкурсу. Мне предлагали перейти на фармфак, но я отказался. Сказал, что я лучше отслужу в армии, а потом поступлю туда, куда хочу.
После четвертого курса медуниверситета был военно-медицинский факультет, потом работа военным терапевтом в медицинских ротах батальона, военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге. Меня распределили в Омск. После распада Советского Союза я вернулся на родину в Беларусь. Работал в Вооруженных Силах, преподавал на военной кафедре. Особое место в моей биографии занимает работа в Минском областном клиническом госпитале инвалидов Великой Отечественной войны. Здесь в 2013 году был создан республиканский Центр геронтологии. Его задача — не только лечение, но и учеба, подготовка больных к самостоятельной жизни.
— Поделитесь секретом: как оставаться полным сил в любом возрасте?
— Чтобы не стареть, нужно работать — и физически, и интеллектуально. Есть правила активного долголетия. В первую очередь, нужно правильно питаться. Исключать жиры животного происхождения, ограничивать потребление соли. Далее, контролировать свое здоровье: измерять давление, сахар, проверять уровень холестерина, вовремя обращаться к врачу при каком-то недомогании. Потому что бич старения — это атеросклероз. Я, кстати, до сих пор обхожусь без таблеток. Хотя 80% людей моего возраста — гипертоники.
Следующий важный момент — борьба с ожирением. С возрастом люди меньше двигаются, а питание остается прежним. Одни начинают искать для себя какой-то вид активности: зарядка, скандинавская ходьба, другие перемещаются только от телевизора к холодильнику. Так и набирают вес. Ну и, конечно, сохранить долголетие помогает борьба с вредными привычками, к которым можно отнести алкоголь, курение.
— Какой совет вы можете дать молодым?
— Некоторые уже в 30 лет называют себя стариками. А в 50 лет считают, что пора умирать (улыбается). Важно, как я уже сказал, помимо контроля за состоянием своего здоровья, сохранять активность — физическую и умственную.
Еще одна проблема современного времени — это самолечение. Молодежь видит в интернете информацию про какое-то заболевание, «находит» его у себя и начинает заниматься самолечением. И это вместо того, чтобы обратиться к врачу.
— В активности тоже важно знать меру?
— Принцип физической активности такой: она должна быть до легкой усталости. Потом нужно сделать перерыв, переключиться на другую работу. Хорошо, когда физическая активность сменяется умственной.
— Как поменялась за последние десятилетия продолжительность жизни?
— Средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет порядка 72 лет. У мужчин — 67 лет, у женщин — на 10 лет больше. На долголетие мужчин влияют вредные привычки, отсутствии контроля за своим здоровьем. Проблемная сфера для сильного пола — урология. Фиксируется высокая смертность от рака предстательной железы.
— Давайте развеем миф: в небольших дозах алкоголь полезен?
— В небольших — да. Даже академик Александр Мясников говорил, что в свое время употреблял 50 грамм коньяка. Я сам, когда замечаю у себя сильное эмоциональное напряжение, могу 50-80 грамм коньяка выпить. Но не больше. Главное — знать меру.
— Генетика влияет на наше здоровье?
— Генетические факторы имеют большое значение. И люди, которые имеют генетические риски, должны контролировать свое здоровье. Мать болела сахарным диабетом? Значит, начинай с раннего возраста ограничивать углеводы, контролировать уровень глюкозы. Артериальная гипертензия — тоже генетический фактор, который требует контроля за давлением.
Но генетика — это не приговор. Если вовремя поймать начало заболевания и вести правильный образ жизни, то не факт, что у вас будет именно то заболевание, которое было в вашем роду.
Владимир Яблонский в 71 год продолжает работать, любит проводить время на даче. Медицине он посвятил 43 года.
— Сколько все-таки может прожить человек?
— Реальный возраст, который может прожить более молодое поколение — это 90-100 лет. Потому что люди более старшего возраста все-таки столкнулось с тяжелыми периодами: военное и послевоенное время, перестройка, социальные факторы.
— Изобретут ли когда-нибудь эликсир долголетия?
— Ну конечно это возможно! Посмотрите, как развивается медицина. Раньше, например, не было той же компьютерной томографии, которая позволяет вовремя поставить диагноз. Не было такого арсенала медикаментов. И сегодня есть все условия, чтобы долгожителей становилось больше. Уже и сейчас продолжительность жизни растет.
— То есть мы сами влияем на продолжительность своей жизни?
— Большое значение имеет профилактика и правильный образ жизни. Если я вижу полного человека, я могу сразу назвать его диагнозы. И на 80% они будут верными. Это и сахарный диабет, и гипертония, и артрозы суставов, и проблемы с позвоночником.
— Оптимизм помогает улучшить здоровье?
— Конечно! Кто-то в 50 лет считает себя старым. А я говорю: в этом возрасте у меня только жизнь началась! Надо строить себе планы на будущее вне зависимости от возраста. Это стимулирует человека. Есть такая белорусская поговорка: «Паміраць збірайся, а жыта сей».
Расскажу случай: пациенту после ковида стало тяжело ходить. И он отказался двигаться. Даже дети не смогли его убедить. В итоге у него развились тяжелейшие артрозы суставов. Он мог только лежать. При всем при том, что основные параметры (кардиограмма, давление), были в порядке…
— Раздражительность — спутник старости?
— Старение не у всех протекает гладко. Происходят нарушения со стороны ЦНС, появляется раздражительность. Близким пожилых людей мы в таких случаях рекомендуем консультацию психотерапевта. Есть медикаментозные способы коррекции. Важно отвлечь человека от раздражающего фактора.
— Оглядываясь назад, у вас в жизни было больше радостей или сложностей?
— Сложности были. Но больше было хорошего. Меня мать учила: не помни зло, а помни всегда хорошее. Я пережил Чернобыль, участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС, во время военной службы прошел тяжелые учения с применением химического оружия. Ковид мне тоже тяжело дался. 24 дня я провел на аппарате искусственной вентиляции легких. Из реанимации вместе со мной вышло всего 6 человек… И когда лежал на больничной палате, я читал газеты. Потому что когнитивная тренировка не должна прекращаться. И своим пациентам я советую найти какую-то деятельность: разгадывать кроссворды, заниматься рукоделием, рисованием, играть на музыкальных инструментах, учить язык. В интернете много пособий по обучению.
Если говорить о возрастной раздражительности, то надо понимать: да, человек может быть злым, вредным. Но сердиться на него не надо. Родители мне так привили: в тебя бросили камнем, брось в ответ хлебом. И, конечно, в работе с пожилыми необходимо терпение, человеколюбие. Эти качества стоят во главе любой врачебной деятельности.
— Ваш девиз по жизни?
— Когда я только начинал работу, члены Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане подарили мне вымпел с надписью: «Иди сам, помоги другим, и дано тебе будет». С этой установкой я иду по жизни.