Смертельный полет. Как произошла крупнейшая в Беларуси авиакатастрофа?

41 год назад разрушение Як-42 в воздухе над Наровлей унесло жизни 132 человек.

В странеПроисшествия
Поделись с друзьями

28 июня 1982 года в 09:01 с задержкой на одну минуту из-за опоздания пассажира самолет Як-42, который эксплуатировался меньше года, поднялся в воздух из аэропорта Пулково. На борту 124 пассажира (в том числе 11 детей) и восемь членов экипажа. Никто тогда и предположить не мог, что менее чем через два часа все они станут жертвами одной из самых страшных авиакатастроф в истории советской авиации…

крупнейшая авиакатастрофа

Самолет Як-42 — на тот момент новейшая разработка советского авиа­прома. Среднемагистральный лайнер с повышенной вместимостью пришел на смену устаревшему Ту-134. В серийное производство воздушное судно запустили в 1977‑м, а пассажирские перевозки начали в «Аэрофлоте» в декабре 1980‑го. Удобный и экономичный ре­гионал быстро адаптировался к маршрутной сети и очень полюбился воздушному флоту. Детище фирмы Яковлева считалось довольно надежной машиной, ей даже пророчили судьбу флагмана советской авиации.

…Рейс 8641 Ленинград — Киев. Предполетная подготовка и сам взлет проходили в штатном режиме. Воздушное судно поднялось в небо, заняло эшелон 9 тысяч метров и направилось на юг. Спустя около полутора часов полета, когда до приземления оставались считаные километры, командир экипажа связался с диспетчерами Борисполя. Те дали команду готовиться к посадке и начинать снижение. Пилоты приняли инструкцию наземных служб. Это было последнее сообщение с борта — через несколько минут он исчезнет с радаров.

крупнейшая авиакатастрофа

Трагический рекорд

Дальнейшее развитие событий пришлось восстанавливать экспертам по бортовым самописцам. Снижение выполнял автопилот. В 10 часов 51 минуту он начинает отклонять судно на спуск. Неожиданно угол стабилизатора резко увеличивается. Автопилот не справляется с нагрузкой и через несколько секунд отключается — авиалайнер уходит в отвесное пикирование. Пилоты, пытаясь выровнять самолет, потянули штурвалы на себя — судно резко клонит влево. В этот момент становится ясно: рейс обречен. Считаные секунды — и самолет начинает хаотично вращаться. И со скоростью 800 километров в час несется к земле. Запредельную аэродинамическую нагрузку конструкция не выдерживает — на высоте 5700 метров от земли фюзеляж разрывает на части.

Невозможно представить, что в этот момент происходило на борту. Скорее всего, за те несколько мгновений, пока лайнер крутился вокруг осей и разрушался, пассажиры не успели ничего осознать. Увы, никому не было суждено выжить.

Апокалипсис на земле

Свидетели трагедии вблизи деревни Вербовичи Наровлянского рай­она позже рассказывали, что ровный гул самолета неожиданно сменился резкими хлопками. А через несколько минут местные едва могли поверить своим глазам: на землю посыпались обломки металла, вещи и… люди.

Поиски погибших шли несколько дней: трупы находили в лесу, останки висели на деревьях, лежали на крышах хозпостроек. Некоторые так и упали на землю, надежно пристегнутые ремнями безопасности к тому, что осталось от кресел. Внешне такие трупы даже казались неповрежденными, другие же были разорваны при ударе с высоты и практически не опознаваемы. Пилотов нашли в кабине. Очевидцы говорят, чтобы вытащить ее из леса, пришлось рубить просеку в 200 метров.

Обломки самолета и фрагменты багажа были рассыпаны эллипсом площадью 23 квадратных километра у деревни Вербовичи. Несколько частей лайнера упали прямо в жилую зону, многие крупные детали находили на территории женского лечебно-трудового профилактория. Мотор, к примеру, застрял в ограде исправительного учреждения. Часть самолета порвала телефонную линию в деревне. Личные вещи пассажиров долетели аж до Наровли. Участников поисковой операции охватывали отчаяние и ужас. Но были и желающие поживиться на трагедии. Сотрудникам профилактория пришлось срочно организовать охрану. Милиция и солдаты пресекали мародерство. Позже начнется расследование.

Источник: sb.by

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.