Журналисты Av.by побывали в кабине новейшего немецкого суперкомбайна Fendt IDEAL 9 и пообщались с механизатором, которому доверили такую технологичную и, чего таить, весьма дорогую машину.
Пока добирались до нужной локации, успели раза три заплутать в окрестностях, дважды проехав через две очень похожие деревни. Честно говоря, отыскать большой чёрный комбайн оказалось непросто!
Механизаторы стояли на поле, склонившись над колосьями, а белорусские «Палессе GS12A1» и «Палессе GS2124» вовсю молотили жатками, пожиная свежий урожай пшеницы. Был здесь и тот, ради которого мы сюда приехали, — немецкий суперкомбайн Fendt IDEAL 9.
Выходим из машины и встречаем Дмитрия. Он главный инженер хозяйства, ходит по полю за комбайнами, наблюдает за обстановкой и разве что пшеницу на зуб не пробует — для этого тут размещена техника. Да ещё какая!
— Мы находимся на поле, которое принадлежит агрокомбинату «Ждановичи». На месте весь день дежурит пожарная машина: мало ли лесной пожар случится или что-то произойдёт с комбайнами. Лучше перестраховаться, — вводит в курс дела Дмитрий.
Подходя к чёрному гиганту, замечаем, что комбайн заправляется дизтопливом — отдельная машина привезла несколько сот литров горючего. Объём топливного бака у комбайна немаленький — на 1 250 л!
Подождав, пока механизатор закончит все процедуры по заправке, направляемся к нему. Мужчина улыбается и приглашает осмотреть кабину. Вид оттуда впечатляет: колосья золотистой пшеницы колышутся впереди, слегка прогибаясь под порывами свежего ветерка.
— Сыплет сегодня неплохо, кстати! — приветливо говорит комбайнёр. Сыплет — это по-нашему урожайность. Хорошую вырастили пшеницу, значит!
Сергей — так зовут водителя — рассказывает, что рабочий день у него начинается рано: встаёт мужчина в шесть утра. Надо почистить комбайн, проверить узлы, смазать агрегаты, «продуться», заправиться — это самые важные утренние ритуалы для комбайнёра. Затем, как спадёт роса, можно начинать работу.
— Обычная проверка машины выглядит так: я взбираюсь на двигатель, проверяю, всё ли там в порядке, потом убираю остатки соломы на жатке. Бывает, могу и помыть машину! Стараюсь держать комбайн в чистоте и порядке. Ведь за такой техникой нужен особый уход, — делится с нами мужчина.
По полю комбайн ползёт со скоростью улитки — не больше 5 км/ч. Наш герой изредка что-то нажимает на экране и дёргает правой рукой джойстик, управляя жаткой. В роли комбайнёра Сергей уже около двадцати лет, на своём профессиональном пути он успел поработать на разных машинах: год назад — на Claas Lexion в Витебской области и New Holland, ещё раньше трудился на белорусских комбайнах.
— Когда люди видят такую технику на дорогах или, например, когда я останавливаюсь на заправке, все в один голос говорят: «Какой у вас красивый комбайн!» Бывает, просят пустить в кабину и сфотографироваться внутри — я не против! Наоборот, рад, что моё рабочее место вызывает такие эмоции у людей, — рассказывает мужчина. — Fendt — действительно красивый комбайн. Но куда важнее то, что он хорош не только снаружи, но и внутри. В техническом плане.
В кабине царит прохлада, тихо работает кондиционер, поддерживая комфортные 22 градуса по Цельсию. Немецкая машина оборудована специальной навигационной системой, которая может сама водить агрегат по полю — эдакий автопилот. Есть камера заднего вида, на ней прекрасно видно, что происходит сзади. Предусмотрен и ночной режим работы!
Также присутствует система точного земледелия — методика действия напоминает поведение робота-пылесоса. Сначала комбайн объезжает определённую площадь, которую ему надо отработать, — задаётся контур поля. Затем сам, без помощи человека, ездит туда-сюда и собирает урожай. Сергей просто сидит в кабине и поглядывает на приборы. Правда, мужчина говорит, что этой функцией пользуется редко. В основном — когда работает один на большой площади.
Смена у механизатора длится минимум 12 часов, чаще — 12—15. Сергей рассказывает, что лучшее время суток для работы — это ночь. Пшеницу можно жать до двенадцати, до часу ночи спокойно. Тем более что с освещением проблем у этого комбайна нет. Прожекторы светят так, что становится светло как днём! Специальные фонари и светодиоды установлены сзади, спереди, по бокам и даже внутри кабины, бункер тоже подсвечивается.
— Его ночью даже ремонтировать спокойно можно, было бы желание! — высказывается Сергей.
Такие условия, разумеется, налагают и конкретные ограничения. К примеру, свою семью комбайнёр не видел уже несколько недель. Однако добавляет, что, во-первых, работа приносит ему удовольствие, во-вторых, позволяет хорошо зарабатывать.
— За 1 000 рублей я бы точно здесь полтора месяца не сидел! — говорит водитель, отмечая, что супруга его постоянно поддерживает, отчего ему легче неделями находиться вдалеке от дома.
— Я работаю в компании «Агрофинанс». Она предоставляет лизинговые услуги, — поясняет механизатор. — Меня пригласили сюда прошлой зимой. В начале уборочной компании я работал в Лидском районе, а затем меня и этот комбайн арендовал агрокомбинат «Ждановичи». Здесь я и убираю зерновые уже больше двух недель.
Целый день в комбайне — это испытание! Но здесь предусмотрен холодильник, который может превращаться в морозильную камеру. Также на поле ежедневно около трёх раз подвозят еду (мы как раз успели застать это событие). Питание, как и жильё (проживает мужчина в общежитии), предоставляет агрокомбинат. На еду, кстати, слетелись все — даже аисты! И нам перепало — спасибо добрым людям.
Объём бункера у Fendt IDEAL 9 внушительный — 17 100 литров. Это значит, что сюда поместится примерно 13 тонн пшеницы. Это самый большой бункер на рынке в Беларуси — Streamer 210 со скоростью выгрузки 210 л/с. Сергей рассказывает, что при добротной урожайности колосовых в день удаётся намолотить более 200 тонн зерна. Если урожайность очень хорошая, то можно сделать и 300—400 тонн.
— Все «кони» задействованы! — говорит Сергей. — Мощность мотора MAN — 647 лошадиных сил. За день в среднем комбайн сжигает 400 литров топлива, что очень мало для машины с такой большой жаткой — почти 11 метров. Выгружаться можно и на ходу, и стоя на месте. Это уже регулирует сам штурман из своей кабины. 13 тонн сгружает буквально за минуту!
Чтобы сообщить водителю грузовой машины о том, что пора сгружать зерно, механизатор просто включает сигнальные маячки. И грузовик подъезжает прямо к комбайну на поле.
Пока мы разговариваем, Сергей показывает место, где у него хранятся инструменты, которые могут пригодиться в любой момент.
— Я завтра уже уезжаю на базу, но всё равно прошу своего директора Михаила, чтобы он ещё дал мне работу, — признаётся мужчина. — Очень хочу ещё остаться здесь на пару дней. Но не всё зависит от меня: уборка колосовых уже подходит к концу.
Возвращаемся в кабину, где комбайнёр рассказывает о том, какие же всё-таки главные плюсы и минусы работы на Fendt IDEAL 9.
— Из плюсов — очень большая производительность, удобство и комфорт для водителя. Тут всё на высоте! — безапелляционно заявляет Сергей. — Из минусов… Даже не знаю, что и назвать. Ну разве что какая-то мелочь. Может, болтик какой выскочит раз в месяц, но и его всегда можно поменять. Узлы и агрегаты в этой машине — очень надёжные. Я ещё ни разу не чувствовал, чтобы двигатель, например, перегрелся в жару — а ведь было и +35 градусов! Но нет, машина всегда холодная.
— Помню, что, когда работал на других комбайнах, в конце дня уставала правая рука. А на этом джойстике моя рука отдыхает все полтора месяца, что я работаю! Думаю, это зависит от удобного положения кисти. И в Fendt до мелочей это продумано, — подмечает механизатор.
Когда зерновой сезон заканчивается, Сергей устраивается на зиму на другую работу. Как правило, водителем погрузчика: и к дому близко, и руки заняты. Ещё мужчина занимается ковкой, гордо называет себя кузнецом.
По Беларуси Сергей ездит своим ходом — прямо на комбайне (пишите нам в соцсетях, если когда-либо встречали его на трассах). Мужчина рассказывает, что по дорогам общего пользования такой транспорт способен ехать максимум 32 км/ч.
— А есть ещё какая-то импортная техника в компании?
— Ещё восемь тракторов, шесть из которых тоже фирмы Fendt, два комбайна Fendt IDEAL 9, кормоуборочные и свеклоуборочные комбайны, а кроме того, около 25 единиц прицепной техники.
Сергей говорит, что и импортные машины не минуют поломки. Однако за время его работы на комбайне ничего страшного не происходило. Только на этом поле он намолотил уже около 1 000 тонн! Если же говорить о последствиях вынужденной остановки, то только один час простоя комбайна чреват тем, что механизатор недособерёт 20—30 тонн зерна, а для компании это банальная потеря денег и времени. Отсюда следует простой вывод: сколько зерна намолотишь, столько денег и заработаешь.
— Вот тут есть экран, на нём показано буквально всё: сколько я сегодня уже гектаров убрал, насколько заполнен бункер, какая температура за бортом, какие установлены настройки. Тут даже указано, какова влажность убранного зерна! Я иногда шучу, что этот комбайн умнее меня, — смеётся мужчина.
Наш диалог прерывает телефонный звонок — механизатору звонит директор. После небольшой паузы Сергей говорит в трубку: «Спасибо», — и поворачивается к нам с улыбкой.
— Ну вот представляете, вселенная услышала меня: только что позвонил директор и дал мне работу ещё на пару дней! Говорю же, что труд на такой машине — это для меня настоящая отдушина! Говорю не для красного словца, а реально так считаю: если бы погода позволяла, работал бы всю ночь! — не скрывая радости, восклицает Сергей.
Задаём пару вопросов про обслуживание такой серьёзной техники. По словам мужчины, проблем с запчастями особо не бывает, если только не брать в пример какие-то важные детали — их придётся ждать из другой страны.
— А сколько будет стоить такая машина?
— Что-то около 1 000 000 евро, если мне память не изменяет. Не каждому по карману такая техника! Так за ней же ещё надо следить, надо обслужить её должным образом… Но этот комбайн стоит своих денег на 100 процентов! — чуть ли не бьёт себя кулаком в грудь Сергей.
По поводу обслуживания Fendt IDEAL 9 мы решили проконсультироваться с директором «Агрофинанса» Михаилом Левковичем, и вот что он нам рассказал:
— ТО на данном комбайне делается каждые 500 мото-часов, цикл составляет 2 000 мото-часов, то есть 500 — 1 000 — 1 500 — 2 000. Сейчас объясню, в чём смысл. 500 и 1 500 — это так называемые маленькие ТО. Они обходятся нам в сумму около 3 000 рублей каждое. 1 000 — это «среднее» ТО, оно стоит около 6 000 рублей, а 2 000 — это уже «большое» ТО. Оно требует обычно около 12 000 рублей, — объясняет Михаил.
В эти цифры входят цены на материалы и стоимость самих работ, то есть данные суммы — стоимость обслуживания всего комбайна (двигателя, гидравлической системы, трансмиссии и т. д.).
— В среднем в год Fendt нарабатывает 750 мото-часов. Кстати, по этой машине, помимо производительности и качества молотьбы, важно обратить внимание на небольшой расход топлива — всего 11—13 литров на гектар. У импортных конкурентов показатели выше на 20—40%, а у отечественного «Гомсельмаша», например, на 100%, — приводит свою статистику руководитель.
Возвращаемся на поле, где наш круг верных помощников уже пополнили не только аисты, но и орёл. Наш фотограф, кстати, тоже подсуетилась, залезла в кабину КамАЗа и попросила свозить её прямо на сушилку, куда выгружают всё свеженамолоченное зерно для очистки, сушки и последующего хранения. «Вид и запах — не передать словами!» — коротко комментирует она свою поездку.
После того как сезон сбора зерновых культур закончится, Сергей приступит к уборке кукурузы с полей. А затем, как и все комбайнёры, займётся подготовкой Fendt к зимовке. Машину станут продувать от пыли, будет сниматься и смазываться цепь, проверят ремни, двигатель и электрику…
Уже в конце рабочей смены Сергей приглашает нас в октябре «погонять кабанчика» — съездить вместе с ним на уборку кукурузы. Предложение заманчивое. Новый репортаж с белорусских полей точно не за горами!