На часах 8.00. Обычно в это время я со всех ног вбегаю в редакцию «Лідскай газеты», но сегодня с такой же скоростью я неслась по перрону железнодорожного вокзала. Здесь, посматривая на время, меня уже поджидала моя напарница – Ирина Борисевич. Разъездным билетным кассиром она трудится 11 лет.
– Ну, здравствуйте, журналист, который решил сменить профессию! – Ирина Владимировна расплывается в дружелюбной улыбке, и я понимаю: сработаемся!
До отправления поезда «Лида – Бенякони – Лида» еще 22 минуты. Этого времени оказалось достаточно, чтобы пройти вводный инструктаж, получить маршрутный лист и переодеться в спецодежду. Да-да, мне тоже выдали форму железнодорожника: голубую рубашку, серый костюм и регат – фирменный галстук. Мельком окинула себя взглядом: все-таки форма дисциплинирует: словно груз ответственности лег на плечи вместе с пиджаком. Но красоваться в зеркале некогда: наш дизель уже отправляется. Впереди насыщенный день, в течение которого я узнаю, нужен ли билет козе, почему капризничают пассажиры и как разнимать дерущихся хулиганов. Поехали!
Жизнь в движении
Как только двери закрылись и дизель тронулся, Ирина Борисевич сразу начала проверку проездных документов.
– Примерно 30 процентов пассажиров заходят в вагон без билета. В большинстве случаев на это есть объективные причины: человек либо опаздывал и не успел купить билет на вокзале, либо садился на остановочном пункте, где нет кассы. Соответственно, проездной документ он приобретает у нас или по интернету, – вводит в курс дела моя «коллега».
Пригородный поезд «Лида – Бенякони – Лида» состоит из трех вагонов. Он находится в пути чуть более часа и проезжает 5 станций, на которых всегда кто-то заходит и кто-то выходит. После каждой остановки нужно подходить к «новеньким» и интересоваться оплатой за проезд.
– Мы проверяем и продаем билеты, но никого не штрафуем. Для этого есть ревизоры, – акцентирует мое внимание Ирина Владимировна.
– А что делать, если кто-то отказывается купить билет?
– Если человек едет без билета и отказывается его приобретать, то на ближайшей станции он должен покинуть вагон. Кстати, применять силу кассир не имеет права – нужно вызывать наряд милиции. Но такие инциденты происходят очень редко. Обычно «зайцы» либо добровольно покидают вагон, либо приобретают билет.
Оказывается, безбилетные пассажиры ими вовсе не являются. Билет – это договор между гражданином и перевозчиком, который является гарантом страховки от несчастного случая во время поездки.
А кассир-то, говорят, ненастоящий
Я стояла в тамбуре и никак не могла решиться зайти в вагон. Вроде не из робкого десятка, но перед боевым крещением почему-то стушевалась.
– Главное, не экономить на улыбках, – добродушно подсказала Ирина Владимировна, которую явно забавлял наш эксперимент со сменой профессии.
– Не экономить на чем? – смущенно переспросила я.
– Улыбайся пассажирам. В ответ они добреют, смягчаются, – делится своими профессиональными секретами женщина.
Совет опытной железнодорожницы подействовал: я решительно шагнула в вагон, улыбнулась «во все 32» и, словно со сцены, объявила:
– Здравствуйте, уважаемые пассажиры! Приготовьте, пожалуйста, проездные документы и билеты для контроля.
В вагоне привычно зашелестели сумками, бумажниками и замками курток. Но мне почему-то показалось, будто все догадались, что кассир ненастоящий, просто умело подыгрывают:
– Билетик от Бастун до Вороново, пожалуйста, – пожилой мужчина принялся сосредоточенно отсчитывать 44 копейки (столько стоит билет!), а я под присмотром Ирины выбила билет с помощью портативной машинки.
– А у нас проездные, – предъявили документы молодые девушки.
К слову, контингент в вагоне был самый разнообразный. Двое парней ехали из Лиды в Бастуны на работу – они механики. Пожилой мужчина собрался на рынок в Вороново. А пенсионерка Лариса Михайловна, с которой я позже познакомилась, везла сестре чернику.
– Набрала в лесу ягод: одно ведерко себе оставила, а другое сестре спрезентую – она меня уже на вокзале ожидает. Мы так частенько друг другу посылки отправляем: передала сумку на перроне – и этим же поездом назад.
– Отлично придумали! – вмешалась в разговор сидящая рядом женщина, – тем более, цены на жд-билеты очень демократичные. И вообще, это самый безопасный вид транспорта. Огорчает только, что некоторые поезда перестали курсировать. Например, теперь сложно доехать до Беняконей в вечернее время…
Так, вагон за вагоном, остановка за остановкой, незаметно для меня пролетел целый час. Опомнилась, когда поезд стал снижать скорость и мимо промелькнула табличка «Бенякони».
Теперь разъездному билетному кассиру нужно сходить на вокзал и сделать отметки в документах, а через 15 минут железнодорожный состав возвращается в Лиду.
Итак, за час, в течение которого мы ехали из Лиды до Беняконей, было обилечено 35 пассажиров. На обратном пути эта цифра будет в раза полтора больше, – резюмирует моя напарница. – Летом поток пассажиров увеличивается в несколько раз. А вообще, сегодня самый легкий маршрут. Несколько раз в месяц я работаю на дизелях, следующих до Гродно и до Барановичей. Эти направления в разы сложнее: и вагонов, и пассажиров больше.
Про козу в памперсе и нашатырь в сумочке
– В нашей профессии ни дня без сюрпризов, – откровенничает Ирина. – Помню, однажды в вагон зашла женщина с… козой. Правда, карликовой породы. А чтобы она не приподнесла в дороге «сюрприз», хозяйка одела ей подгузник. Картина была презабавная! Кстати, ехало парнокопытное в дизеле на законных основаниях: перевозить животных в ЖД- транспорте разрешается. Главное, купить для них билет и следовать определенным правилам. Стоит отметить, что козочка Маня оказалась очень интеллигентной. Стояла себе тихонечко, в окошко смотрела, а на нужной станции ловко спустилась по ступеням на платформу. Видимо, ездить в поездах для нее привычное дело. Хотя в моей практике такой пассажир попался впервые.
– Да, у вас тут не соскучишься!
– Это точно… На прошлой неделе в вагоне повздорили двое мужчин и решили выяснить отношения на кулаках. Пассажиры принялись их разнимать, тут я подоспела. Уж с кем, а с хулиганами я умею диалог вести. Пригрозила, что на ближайшей станции вызову наряд милиции, – вмиг успокоились.
– А приходилось ли роды в вагоне принимать?
– Такое разве что в сериалах случается, – прыснула со смеха моя собеседница. – А вот первую помощь периодически оказываю. Летом у нас много дачников. Бывает, пожилой человек перетрудится на грядках, сядет в поезд, и ему станет плохо, давление подскочит. В таком случае я пробегаюсь по вагонам поезда и спрашиваю, есть ли среди пассажиров врач. Если медика в поезде не окажется, спасать человека приходится самой. Нас этому учили. В сумочке у меня всегда и нашатырь, и бинты – словом, мини-аптечка. Параллельно звоню в скорую и уже на ближайшей станции передаю больного бригаде. Бывали пару раз и травмы. Но не в пути следования, а накануне. Помню, в вагон зашла женщина с поцарапанной ногой. Оказалось, что она так торопилась на поезд, что споткнулась и упала. В этом случае скорую не вызывала: рану я ей сама обработала и забинтовала.
– А капризные пассажиры часто попадаются? На что обычно жалуются?
– Летом некоторые сетуют, что в вагоне душно. Для таких пассажиров я окошко открываю. Но стоит мне это сделать, всегда найдется тот, кому дует…
– А зимой возмущаются, что холодно?
– Как раз, наоборот! В холодную пору года вагоны отапливаются. Люди часто благодарят за это. В целом, все пассажиры приветливые, добросовестные, понимающие. А те, кто не такой, – скорее исключение.
Железнодорожница меняет профессию
Ирина Владимировна шутит, что на железной дороге сделала успешную карьеру. 12 лет она проработала на Лидском вокзале уборщицей. Трудолюбие и стрессоустойчивость женщины заметили и предложили попробовать себя в должности разъездного билетного кассира. Профессия настолько пришлась по душе нашей героине, что на железной магистрали она проработала до самой пенсии.
– Вот отпраздную профессиональный праздник и буду на заслуженный отдых собираться, – в голосе моей собеседницы проскальзывают нотки грусти. – Как ни крути, а возраст берет свое: проводить весь день на ногах становится все тяжелее. Но могу с уверенностью сказать: я работала от души и для души, поэтому есть о чем вспомнить и внукам рассказать. А их у меня, кстати, шестеро! Так что на пенсии скучать не придется: была кассиром – стану нянечкой. Или как там у вас говорят: железнодорожница меняет профессию?..