Не просит зарплату и чаевых: как работает первый робот-официант в Гродно
Новый робот официант пока не может полностью заменить человека, но умеет пошутить с посетителями, привезти заказ и попросить погладить за ушком.
Не живой человек с подносом, а дружелюбная робокошка приносит еду и общается с посетителями одного из ресторанов в Гродно. Здесь начал работать единственный в Беларуси робот-официант. Как выглядит и что умеет делать необычный сотрудник, узнавала журналист Sputnik.
Робокошка за 10 тысяч долларов
Официант-робокошка встречает на входе у стойки администратора. Внешне она больше похожа на полукруглую тумбочку с полочками для подносов. Из общего с любимым домашним питомцем – это кошачья мордочка на дисплее и мяуканье в ответ на команды.
«Нашу новую сотрудницу зовут Кэти Каташвили, или просто Кэти. Имя выбирали посетители ресторана, у нас проходило голосование. Летом Кэти работала в нашем ресторане в Минске, с прошлой недели – в Гродно», – рассказывает управляющая рестораном Оксана Щикно и показывает принцип работы новой сотрудницы.
Сейчас она умеет выполнять три функции – отвезти заказанные блюда к нужным столикам, забрать пустые тарелки и поздравить с днем рождения. Нужные команды вводят через дисплей сотрудники ресторана. Кэти издает довольное мяуканье и мчится к нужному столику.
«Заберите ваш заказ!», «Давайте я заберу вашу пустую посуду», – говорит Кэти, подъезжая к посетителям, а затем направляется к следующему столику или на кухню. Если у кого-то из гостей день рождения, Кэти приедет к нему, мигая подсветкой и играя поздравительную песню. К имениннику она поворачивается «спиной», на которой размещен дисплей с бегущей строкой, на нем высвечивается надпись: «С днем рождения».
Если столкнуться с робокошкой в узком проходе, разговор получится более содержательным. Робот сначала предлагает уступить дорогу, а потом шутливо предупреждает: «Осторожно, я хочу перепрыгнуть! Мяу. Осторожно! Раз-два-три».
Робокошку ресторан купил за 10 тысяч долларов. Она ездит со скоростью примерно 1,2 метра в секунду, то есть примерно так же, как ходит обычный официант. Может работать полную смену без обеда и отдыха, делает перерывы только на подзарядку. На ее подносах можно разместить в несколько раз больше еды.
Так что за один заезд Кэти способна доставить больше заказов, чем человек.
Привезет заказ, попросит погладить за ушком
«Робота-официанта покупали не для замены обычным официантам, а как помощницу. Также для интереса у посетителей», – отметила управляющая.
Полноценно заменить живого человека Кэти не может. Например, она не умеет принимать заказ или брать оплату. Серьезным препятствием для нее станут и ступеньки. Она обслуживает только столики заведения, которые находятся на верхнем уровне, а на нижний спуститься не может.
«Многие гости спрашивают о принципе работы нашего робота. Кто-то предполагает, что им управляет оператор. Это не так. На роботе установлены камеры, она подключена к WiFi. Верхняя камера считывает метки в виде набора круглых наклеек, которые приклеены к потолку. По ним Кэти понимает, куда она приехала и куда дальше прокладывать маршрут. Нижние камеры сканируют пространство, чтобы робот не наткнулся на препятствие», – объясняет собеседница.
В сети ресторанов новой сотрудницей-роботом довольны. Говорят, что в будущем она сможет принимать заказы через специальное приложение. Возможно, разработчики оснастят более новые модели робота функцией приема платежей и способностью поддерживать беседу с посетителями.
По словам управляющей, гостям очень нравится робокошка, они умиляются, улыбаются, изучают.
Сотрудники стараются, чтобы она хотя бы один раз подъехала к каждому столику. Пока самая светская беседа, которую может поддержать Кэти, – это просьба не дергать ее за кошачье ушко, а погладить по голове.
«Хи-хи-хи. Так щекотно, мяу», – отвечает робот.
Заменит ли робот человека?
Роботизация ресторанов и кафе стала модным трендом в мире после начала пандемии коронавируса. Например, в Японии уже в 2020 году появилось много заведений, где официантов частично заменили роботы. Гости выбирают блюда через планшет, заказ видят сотрудники кухни и отправляют нужные блюда с помощью роботов-помощников.
В московских ресторанах роботы-копии гродненской Кэти стали работать три года назад, но чаще всего они используются для маркетинговых целей. Например, в первое время посетители могли приезжать в заведение с роботом только для того, чтобы посмотреть, как он работает. Полноценно заменить человека роботы-официанты пока не смогли.