Музыкальная семья. В двух ведущих творческих коллективах Гродненщины играют отец и сын
Любителям музыки в Гродно хорошо знакома фамилия Аврукевич. С ней уже много лет связана деятельность двух, пожалуй, самых известных гродненских творческих коллективов — заслуженных коллективов Республики Беларусь: ансамбля танца, музыки и песни «Белые росы» и «Гродненской капеллы».
О своем музыкальном выборе Александр и Сергей Аврукевичи накануне Дня работников культуры рассказали корреспонденту БЕЛТА.
Отец
Александр Михайлович Аврукевич пришел в ансамбль «Белые росы» в самом начале 1990-х годов. На тот момент он, окончив в 1972 году Гродненское музыкальное училище по классу баяна, уже успел поработать в нескольких музыкальных школах: в Щучинском и Гродненском районах и ДМШ №1 в областном центре, преподавал в музыкальных классах гродненской общеобразовательной СШ №18, пел в городской капелле учителей, играл в оркестровой группе знаменитого ансамбля «Неман», потом — в ансамбле «Музыкi». Словом, опыт к тому времени приобрел немалый и был довольно известным в городе музыкантом. И в «Белых росах» Александр Аврукевич уже через несколько лет возглавил оркестр.
«С тех пор работу не менял, — делится Александр Михайлович, — и почти за три десятка лет по-настоящему сроднился с коллективом. «Белые росы» — ансамбль особенный. Жизнь в нем всегда кипела и кипит. За эти годы объездили, без преувеличения, полмира. И всюду публика нас встречала с интересом к белорусской культуре. Особенные впечатления — от выступлений в Китае, а мы бывали там несколько раз. Всегда прекрасно встречают зрители в России».
Конечно же, любят «Белые росы» и в Беларуси. При этом публика с одинаковым восторгом рукоплещет танцорам, музыкантам, исполнителям песен и во Дворце Республики, где проходили концерты популярного коллектива, и на сцене Гродненской филармонии, и в районных домах культуры. Скажу как зритель: в первую очередь видишь талант постановщика (а сочиняет танцы бессменный на протяжении многих лет руководитель ансамбля, заслуженная артистка Беларуси Вера Войнова) и танцоров. Но, согласитесь, живая профессиональная музыка придает танцу особый неповторимый шарм. И все эти годы с задачей прекрасно справлялся Александр Аврукевич.
«Моя роль заключается в том, чтобы сделать музыкальные аранжировки произведений, которые вписываются в танцевальную концепцию каждой новой программы, задуманной Верой Ивановной, — рассказывает музыкальный руководитель. — И, конечно же, добиться высокопрофессиональной игры оркестра. Для этого нужно хорошо чувствовать атмосферу каждого танца и много репетировать с танцорами и вокалистами».
За годы работы в ансамбле Александр Аврукевич сделал аранжировки более чем полусотни произведений. И исполнение каждого как руководитель оркестра отшлифовал до блеска.
Вопрос о любимой постановке застает Александра Михайловича врасплох. «Все они любимые, это же как дети. Трудно определить самую-самую». И все же, задумавшись, с теплотой в голосе говорит о хороводе «Цёмная ночка». «В музыке к нему сочетаются белорусские мелодии и природные шумовые эффекты, естественные в ночи, такие, например, как трели сверчков». Есть аранжировки Александра Аврукевича и в новой программе «Белых рос», посвященной 35-летию коллектива. «Сказки Беларуси» уже увидели и с восторгом приняли гродненцы, а в недалеком будущем премьера состоится в столице.
Сын
«Вы всю жизнь не расстаетесь с баяном, а для сына выбрали скрипку, почему?» — интересуюсь я, и встречаю неожиданный ответ. «Я не выбирал для него инструмент и вообще не уговаривал поступать в музыкальную школу. Он сам так решил. Меня в это время даже не было дома, а отвела его мама, учительница начальных классов. Так что о том, что сын поступил на скрипичное отделение гродненской ДМШ №3, я узнал, можно сказать, по факту».
Учился Сергей у талантливых педагогов, чьи имена хорошо известны в Гродно: Валентины Ивановны Блиновой и Николая Петровича Гильдюка. Затем решил продолжать занятия музыкой и поступил в Гродненское музыкальное училище. А успешно его окончив — в Белорусскую академию музыки.
«В выборе своем тогда нисколько не сомневался, — продолжает уже сам Сергей Александрович. — В годы учебы в академии играл в симфоническом оркестре БГАМ, который много и успешно гастролировал. А на каникулах — в оркестре «Белых рос» и выезжал с ними на гастроли. Получив диплом, вернулся в Гродно, чтобы работать в ансамбле».
В знаменитом гродненском коллективе Сергей Аврукевич проработал 13 лет. За это время было много постановок и немало гастролей. В том числе много ездили по Беларуси. К примеру, во время «Белорусской музыкальной осени» часто выезжали в другие регионы страны и давали концерты на протяжении всей недели. С успехом выступали на сцене павильона Беларуси на «Экспо-2010» в Китае, где всегда было многолюдно.
Сейчас Сергей Аврукевич играет в симфоническом оркестре не менее знаменитой «Гродненской капеллы» под управлением заслуженного артиста Беларуси Владимира Бормотова. В музыкальном мире Гродненщины этот коллектив, безусловно, номер один, и в целом в Беларуси любителям классической музыки хорошо известен. Именно возможность работать в сфере классической музыки и привлекла исполнителя, имеющего академическое образование, в капеллу.
С пиететом он рассказывает о том, как к 70-летию Великой Победы «Гродненская капелла» подготовила уникальный проект — премьеру 7-й (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. Это великое и сложное произведение рассчитано на 80 инструментов в оркестре, и чтобы его исполнить, гродненцы объединились с коллегами из Могилевской капеллы. Вместе исполнили «Ленинградскую симфонию» в канун празднования 70-й годовщины Великой Победы. Во второй раз она прозвучала в честь 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 2019 году.
В том же ряду — 9-я соната Бетховена, кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский», написанная композитором к фильму Сергея Эйзенштейна. В ином жанре, но также вызывающий к себе особенное отношение, — проект «Рокофония».
И о еще одном проекте Сергей Аврукевич рассказывает с энтузиазмом — это музыкальные выступления в храмах Гродно. Как раз сейчас он готовит концерт «Времена года» — переосмысление одного из самых популярных произведений Антонио Вивальди современным культовым композитором Максом Рихтером. Скрипач будет солировать в концерте из четырех частей, который состоится в гродненской кирхе. В то же время идут репетиции 3-го концерта Сергея Рахманинова, премьера которого запланирована в ноябре на сцене Гродненского драмтеатра.
P.S.
Сын Сергея Александровича и внук Александра Михайловича Аврукевичей тоже окончил музыкальную школу по классу скрипки. Он выбрал для себя современную профессию в сфере IT. И все же, как поделился дед, на учебу в столицу уехал со скрипкой и выступает на студенческих концертах.