Профессия водителя остается одной из самых востребованных на планете. Однако, несмотря на относительно высокие доходы, например, у тех, кто работает в «дальнобое», дефицит кадров остается. Причем проблема актуальна для всего мира.
Одна из причин, почему в водители не хотят идти, кроется в высоком уровне стресса в профессии, пишет Межрегиональная ассоциация перевозчиков. Большие нагрузки, ответственность за пассажиров и груз, необходимость быть постоянно сконцентрированным – все это в конечном счете приводит к выгоранию. Как распознать стресс и как справиться с ним рассказала психолог-эргонолог Ольга Венско.
По ее словам, выделяют четыре основных категории проявления стресса. «На физическом уровне – это утомляемость, изменения показателей здоровья, нарушения нормальной активности жизни. Вторая группа проявлений — на эмоциональном уровне, когда человек становится более раздражительным, при этом разочаровывается в своем деле, теряет к нему интерес. Третья категория проявлений стресса – это информационные или ментальные проявления: спутанность сознания, сниженное восприятие информации, быстрое забывание инструкций», — говорит специалист.
Как итог, у человека проявляются грубость, агрессия. Начинаются конфликты с работодателем, коллегами или пассажирами. А еще наблюдается апатия и стойка неприязнь к профессии, что в итоге приводит к спонтанным увольнениям.
Что делать? «Пока транспортная сфера находится лишь в самом начале пути формирования культуры трудовых отношений и повышения профессионального долголетия работников. Водителям еще на стадии подготовки стоит рассказывать об основах эргономики, уделить внимание и занятиям со специалистами, которые помогут сформировать культуру бережного отношения к себе, своему здоровью. В этом плане хороший пример – поощрение за отказ от вредных привычек», — подчеркивает Ольга Венско.
Мало кто задумывается, что даже правильная подготовка к рейсу – обычная зарядка, полезный и полноценный завтрак, хороший сон и умение настроиться на позитив – могут серьезно снизить стресс и повысить эффективность работы.
Также специалист считает, что для водителей полезным будет обучение не только профессиональному мастерству, но и работа над развитием soft-skills: коммуникативных, лидерских, деловых качеств и компетенций. В этом, кстати, должны быть заинтересованы и сами работодатели, ведь тогда на рынке станет больше качественных работников.