Журналист Tochka.by поговорил с белоруской, которая регистрировала дом в деревне по доверенности. Проблем с представлением интересов родственника не было, но вопросов все равно хватало.
Дом, о котором пойдет речь, находится в одной из деревень Червенского района. Он достался нынешним владельцам по наследству.
В середине 1980-х жилое строение было разобрано и перевезено из другого места.
Как известно, нет ничего временного, что не могло бы стать постоянным. Предыдущий хозяин не торопился приводить жилище в достойный вид и регистрировать.
Соответственно, новый владелец получил не только наследство, но и обременения.
По закону, продать участок в населенном пункте без зарегистрированного там строения нельзя. Ситуацию не изменил даже обновленный с 2023 года Кодекс о земле.
Проблема заключалась еще и в том, что в местном сельсовете вообще не было никаких данных о строении – только об участке. Нужно было регистрировать то, чего формально никогда не существовало.
Нет дома – нет дела?
Собеседница подключилась к вопросу оформления не сразу. Сначала в процесс взаимодействия с госструктурами вступил ее брат, но в силу обстоятельств затем оформил доверенность на сестру.
Он, к слову, официально получил лишь половину дома. Вторая осталась за его мамой – бывшей супругой прежнего хозяина.
В местном бюро по государственной регистрации и земельному кадастру попросили оформить справку в сельсовете, подтверждающую факт наличия строения.
А там заявили, что никаких записей в так называемых домовых книгах по поводу этого дома нет, а значит, и справки быть не может.
После этапа перенаправлений друг к другу в бюро все же выразили готовность провести инвентаризацию объекта.
В Беларуси действовал указ от 11 августа 2005 года № 368 «О некоторых вопросах отчуждения жилых домов в сельских населенных пунктах». Документ предусматривал упрощенный порядок перехода права собственности при отчуждении жилых домов на селе, сведения о которых внесены в похозяйственную книгу сельского исполкома до 19 марта 1985-го и которые с этой даты не являлись предметом купли-продажи или мены.
На смену этому правовому акту пришел указ «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами» от 24 марта 2021 года № 116.
По нему, воспользоваться упрощенным порядком отчуждения (продажи, мены, дарения) жилого дома, который не зарегистрирован в агентстве по государственной регистрации, можно, если «жилой дом по факту был построен и использовался для проживания до 8 мая 2003 года, при этом сведения о нем до указанной даты в похозяйственную книгу сельисполкома внесены не были, однако у вас имеются документы, подтверждающие предоставление вам земельного участка для строительства жилого дома в установленном законодательством порядке».
Рассматриваемый дом не числился нигде, поскольку в свое время был перевезен из другой (неизвестной) деревни.
Общие правила не всегда учитывают частный случай, который способна преподнести жизнь. Да и разобраться во всех юридических тонкостях сложно даже человеку, работающему в сельсовете.
На неоднократные вопросы, можно ли все-таки продать дом без оформления, и в сельсовете, и в Червене отвечали отрицательно – без этого никак.
Брат собеседницы решил в любом случае узаконить строение, ведь в таком виде интерес покупателей будет гораздо выше, чем если им придется его еще и регистрировать.
«Как штык – в понедельник в восемь утра»
В момент перерегистрации осенью 2022 года узаконившийся у нотариуса наследник уточнил, как заранее записаться на инвентаризацию.
Специалисты отметили, что очередь расписана на три месяца вперед (тогда это было связано с приближением отопительного периода и регистрацией новых котлов). На вопрос, можно ли забронировать день на следующее лето, был получен ответ: «Так далеко мы не записываем, позвоните за месяц». Новый собственник оказался за границей с планами приехать в июле-августе.
В мае и июне в бюро обращалась уже собеседница, ей говорили, что еще рано. Когда же собственник приехал в Беларусь, то в Червене услышал от специалиста, что «очередь расписана на три месяца».
После душераздирающего разговора с руководством бюро брат собеседницы получил указание прибыть «как штык в восемь утра» в ближайший понедельник.
Крайне заинтересованный собственник приехал в 07:55, в дверь постучался в 08:01, а там попросили подождать 20 минут. Еще одна эмоциональная беседа с директором и ее заход в кабинет закончились словами «через пять минут специалист будет готова».
Сам процесс, к слову, занял совсем немного времени даже с учетом отвоза и привоза инспектора. Выданный ранее счет-заказ четко указывал, что техпаспорт можно забрать 30 августа после 15:00 (спустя 15 дней).
За документом уже ездили его мать как совладелица и наша собеседница по заранее оформленной доверенности. К их удивлению, в назначенные день и час ничего готово не было.
Очередной душераздирающий обмен мнениями привел к обещанию ускорить впоследствии изготовление техпаспорта. А желанный документ пришлось забирать несколько позже.
Как согласовать с соседями
Очень интересное условие: если дом находится ближе чем 3 м от соседнего участка (забора), нужно получить разрешение соседа. На это также потребовалось время.
К тому же инвентаризация предполагает оценку всех строений на участке. В данном случае инспектор обязана была вписать уличный туалет, который находился с противоположной от дома стороны. В итоге согласование пришлось брать у обоих соседей (хотя покосившееся «удобство во дворе» проще было снести).
К счастью, с этим вопросов не возникло. И не должно было, ведь у соседей слева и справа стены домов вовсе являлись продолжением заборов.
И если следовать логике людей, придумавших это правило, то «подвинуться» пришлось бы всей деревне.
Медленно, но верно
С данными об инвентаризации нужно обращаться в «одно окно» райисполкома. Решение надо ожидать от 15 дней до месяца – о готовности оповестит СМС.
После одобрения с очередным документом (к слову, бесплатным) нужно вернуться в бюро государственной регистрации. Уже там после оплаты очередных пошлин оформляют конечный документ – техпаспорт со схемой дома.
Весь процесс занял чуть более трех месяцев. Учитывая, что стартовал он в августе, было понятно, что выставить на продажу дом получится только ближе к следующему весенне-летнему сезону. Но очень хотелось перестать ездить в Червень до зимы.
По признанию собеседницы, в процессе регистрации, по сути, нет ничего сложного. Госпошлины вполне подъемные.
Жаль только время, которое приходилось тратить на лишние поездки из Минска, и нервы, когда обещанное не выполняют в указанный срок, вероятно, из-за кадрового голода на местах.