Магазины исчезнут, а холодильники заговорят. Чем грозит торговле приход ИИ?

Максимум через два года белорусские магазины будет не узнать. Их владельцам самое время впадать в панику, но лучше подружиться с новыми технологиями.

Общество
Поделись с друзьями

Нынешний 2024-й год станет переломным годом в плане использования искусственного интеллекта (ИИ). Чем грозит торговле нейросеть и какие возможности она дает? Кто лишится работы из-за бездушного ИИ, а также почему в ближайшее время закроется множество магазинов?

Магазины исчезнут

Об этом журналист Tochka.by узнал на конференции Belarus Retail Real Estate Day, послушав экспертов и задав им несколько вопросов.

Вкалывают роботы, а не человек

Футурологи давно рассказывали, что вот-вот и наступит эра роботов, которые заменят человека в «неблагодарных» профессиях, требующих множества физических усилий. Но трудового рая, когда можно копать траншею, грузить тюки или расставлять по полкам тонны товаров в смену, лишь наблюдая за впахивающей вместо тебя «железякой», так и не наступило.

Тем не менее в 2023 году появилось нечто, слегка смахивающее на жуткий Skynet из «Терминатора». И оно уже меняет привычный нам мир с дикой скоростью.

Причем под угрозой не работа дворника или грузчика, не землекопа или сборщика фруктов-овощей, а того, кто в офисе сидит и на экран компьютера глядит…

Да-да, ИИ, воплощением которого для многих стал ChatGPT, грозит не только упростить работу для десятков и даже сотен миллионов жителей Земли, но и оставить их без нее.

Ведь уже сегодня спектр задач, выполняемых различными «машинными разумами», достаточно велик и с каждым днем расширяется.

Магазины исчезнут

Магазины исчезнут

Новый мир без старых профессий

По мнению экспертов из разных сфер, новая технологическая революция (в отличие от предыдущих) не добавит новых рабочих мест, а сократит имеющиеся. С этим согласен и PR-директор Artezio (группа компаний «Ланит») Александр Николайчук, по словам которого ситуация на рынке труда резко изменится в ближайшее время.

«Уже сегодня в той же России компании перестают нанимать маркетологов и аналитиков, потому что не знают, сможет ли в ближайшее время человек выдавать те же результаты работы, что и ChatGPT», – отметил Николайчук, говоря о рынке труда в применении к ретейлу.

А руководитель продвижения бренда БНБ-Банка, популяризатор нейросетей Сергей Шиманович считает иначе и уверен, что ИИ не лишит людей работы.

«Я не футуролог, предсказывать не буду, но работа не пропадет и ее меньше не станет. Может, мы станем более концентрированно использовать свое рабочее время, выполняя те же задачи за четыре рабочих дня», – заявил он.

Под угрозой и программисты

А вот Николайчук, представляющий компанию, которая на рынке 23 года и 15 из них вкладывает в изучение возможностей ИИ, твердо уверен, что 2024-й станет для торговли как минимум переломным в плане использования ИИ.

Причем речь отнюдь не только о ChatGPT, так как подобных окон в новый дивный мир уже сейчас не два и даже не десяток. Какие-то из них обладают впечатляюще широким функционалом, иные заточены под конкретные задачи и «соседние» выполняют из виртуальных рук плохо.

«Не берусь сказать, что будет в 2024 году, но то, что мы видим сейчас, – это просто фантастика. Не компания-разработчик, а сам ChatGPT добавит себе такое множество профессиональных функций, что будет поставлено под вопрос существование некоторых профессий полностью! Вопрос в том, платным будет доступ или нет. Именно из-за разногласий по этому вопросу был уволен гендиректор OpenAI Сэмюэль Альтман», – пояснил Николайчук.

Он отметил, что в торговле ИИ может выполнять множество функций, причем во многих случаях либо при минимальной помощи человека, либо даже вовсе без нее. По словам эксперта, спектр применения ИИ в ретейле весьма широк, и инструменты для этого используются различные.

«Может быть, в отделе маркетинга и рекламы скоро нужен будет один человек, который станет результаты искусственного интеллекта «обрабатывать». Под угрозой и программисты: мы видим создание отдельных работоспособных моделей для разработки программного обеспечения», – отметил Николайчук.

При этом, по словам PR-директора Artezio, белорусская торговля вовсе не готова к глобальным переменам. К примеру, если использовать тот же ChatGPT, задавая ему вопросы о белорусском рынке, то ИИ не находит для ответов ссылки на белорусские магазины!

Это отчасти объяснимо тем, что запросы «прообразу» или «внуку» Skynet задаются почти всегда на английском языке, а на русском их лишь 8%.

Тысячи бабушек-блогеров и холодильник, заказывающий еду

Как же на торговлю (в том числе и белорусскую) повлияет ИИ? Шиманович отметил, что сегодня покупатель еще «выбирает по картинкам», а когда вооруженный знаниями о предыдущих покупках «подопечного» ИИ станет сам собирать корзину, учитывая предпочтения покупателя, то ему останется только лишь удалить из нее лишнее, добавить недостающее и заказать.

«И это очень-очень близко», – уверен Шиманович.

Он также рассказал, что машинные модели сегодня активно изучают интернет и манеру общения людей, чтобы подражать ей максимально точно. И могут подсказывать не только что купить, но и стоит ли поменять работу, к примеру.

Руководитель продвижения бренда БНБ-Банка, популяризатор нейросетей рассказал корреспонденту Tochka.by, что ИИ кардинально повлияет на онлайн-жизнь: появятся «однокнопочные», «коробочные» решения, в которых будет создан аватар блогера, который будет выглядеть и двигаться как он, говорить как он – тем же голосом, в той же манере – и создавать видео с ним же.

При этом блогеру даже заниматься съемками не придется: по написанному (возможно, даже не блогером, а ChatGPT) сценарию ИИ будет генерировать контент. То есть искусственный интеллект резко сократит нужду в операторах, монтажерах, режиссерах, также резко ускорив создание контента, который отличить от реального сможет только профи.

«Скорее всего, такие «нейроблогеры» станут появляться, и человек заменит себя двойником, созданным искусственным интеллектом. Такие проекты уже есть: один из китайских стартапов предлагает услуги всего за $60. Наверняка все это станет настолько популярным, что появятся платные приложения, в том числе для рядовых пользователей», – уверен Шиманович.

То есть любая белорусская бабушка на пенсии сможет без проблем заделаться блогером за $60 в месяц?

«Пока да, таков уровень цен, каким он будет через два-три года, сказать не берусь. Но то, что это наше очень вероятное будущее, я уверен», – дал прогноз Шиманович.

Николайчук же привел пример, который недавно был сценой из фантастического сериала.

«Шутка о холодильнике, заказывающем еду, – уже не шутка! Сегодня в эти бытовые приборы встраивается нейросеть, которая анализирует скорость потребления продуктов, предсказывает, как скоро молоко закиснет или закончится, и сама заказывает привоз продуктов в доставке. Это уже реальность», – рассказал он.

Интернет-магазины торжествуют, ТЦ пустеют

Может ли это несколько пугающее виртуальное будущее опустошить магазины? Перестанут ли люди ходить за покупками, доверив это ИИ, который сэкономит им не только деньги, но и время? Ведь за последние лет пять всевозможные интернет-магазины и службы доставки стали привычным сервисом для миллионов белорусов.

«Этот опыт не заменишь: люди все равно будут ходить по магазинам, по крайней мере за одеждой и обувью, которые перед покупкой не грех померить. А вот за продуктами да, станут ходить куда меньше», – считает Шиманович.

Однако у Николайчука другое мнение:

«Сегодня у торговых площадок, конкурирующих на рынке, должно быть состояние паники. Наша торговля еще живет в розовых очках, думая, что в ближайшие годы принципы работы останутся теми же. Но это не так: все изменится максимум через два года, и даже белорусскую торговлю будет не узнать. Я уверен, что даже лидеры сменятся и весь рынок изменится, не только интернет-торговля».

Шиманович рассказал, что, зная профиль автора запроса, учитывая контекст, помощники станут подсказывать не только цены и скидки, но и рекомендовать (исходя из запросов, интересов, отзывов конкретного человека) и места для покупок.

Николайчук пояснил, что и в Беларуси, где велико число людей, привыкших ходить в магазины и переучить которых сложно, грандиозных перемен не придется ждать долго.

«Смена поколений через некоторое время произойдет, и у нас не будет привычных магазинов. «Евроопт» останется в виде интернет-магазина, в котором покупатель будет вбивать свой логин и тут же получать рекомендации от искусственного интеллекта. Причем ИИ будет обосновывать покупки не только наличием их в холодильнике, но и, к примеру, медицинскими показаниями на этой неделе. Это будущее очень близко, максимально», – уверен Александр Николайчук.

Нынешний формат магазинов – исчезающий

Если белорусы откажутся от привычки ходить по магазинам, то наверняка у владельцев торговых точек и ТЦ возникнут серьезные проблемы. Верен ли этот вывод?

Нынешний формат магазинов – исчезающий, считает эксперт. И держится он лишь за счет тех, кто за десятилетия привык ходить за покупками.

«Магазинов становится меньше, а пандемия COVID-19 еще сильнее поменяла ситуацию. «Выстрелили» интернет-доставки, с которыми познакомились (и оценили удобство) даже люди старшего поколения. А когда через пару лет надо будет, придя домой, только сказать в телефон «закажи такие-то продукты», и служба доставки привезет заказ, это еще сильнее уменьшит число тех, кто по-прежнему ходит по магазинам», – пояснил Александр Николайчук.

Но эти проблемы для одних откроют массу возможностей другим, и это, по словам эксперта, прекрасно!

«У людей появилась невероятная возможность прожить жизнь в креативе, не занимаясь ненужным трудом. Сейчас человечество освобождается от рутины, однако на сломе эпох многим будет больно. Но ведь станет меньше забот, меньше ежедневной удушающей рутины, зато появится больше свободы для творчества, хотя не всем это будет во благо. Мир уже поменялся, и об этом надо всем рассказать», – отчеканил Николайчук.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.