Первый национальный торговый дом открывали помпезно, с высокими гостями, дегустациями и презентациями.
Оно и понятно. Наконец-то такую громадину-долгострой сдали. Поначалу инвесторы обещали сделать тут люксовый отель и бизнес-центр, но так и не сделали.
Долгие годы мрачное серое здание было незавершенным. После чего власти решили забрать его и довести до ума.
Идеи были разные, но пришли к тому, что в павильонах нужно разместить уникальный объект – собрать под одной крышей всех производителей мебели, легпрома и пищевой промышленности страны.
Портал Tochka.by был здесь в первые дни после открытия. Спустя месяц снова пришли сюда, чтобы посмотреть, как функционирует объект сейчас. Что изменилось? Есть ли спрос на товары made in Belarus?
Как доехать и где припарковаться
Добраться до торгового дома просто – расположен он в 100 метрах от метро «Восток», сразу за Dana Mall.
Здание огромное. Бывший «Магнит Минска» будет не только торговым, но и жилым объектом. Верхние этажи отведут под арендные квартиры. А вот стилобат с нижним уровнем отдали под продажу белорусских товаров.
Сразу бросается в глаза маленькая парковка. Со временем интерес у покупателей к ТЦ вырастет, будет все острее и проблема с парковками, а мест всего 70. Надеяться на дворы «Маяка Минска» бессмысленно – там все еще хуже.
Чудеса логистики
В торговом центре три уровня. Если идти через главный вход, попадаем сразу на второй этаж.
Внутри – тепло, просторно и светло. Высокие потолки, запах краски. То и дело снуют рабочие со стремянками и приборами, есть еще много недоделок.
Сразу у входа – шопинг-центр «Белтелеком», одежда «Купалінка», «Світанак», Marko, Belwest, а также торговый павильон «Красного пищевика».
Основной акцент центра – на мебель, товары для дома, одежду и продукты. Впрочем, магазинов – тьма. Не сосчитать.
Что касается услуг, то имеется химчистка, расчетно-справочный центр «Энергосбыта» и Минское городское агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
Все магазины разделены по регионам. Так, на основном, втором уровне продают товары Могилевской и Витебской областей, на третьем – маркеты Брестской, Гродненской и Гомельской областей. Минску и пристоличному региону отвели цокольный этаж.
Некоторые павильоны пока пусты, но наверняка найдут своих хозяев в ближайшее время.
Но если попасть в сам ТЦ не составит труда, то вот перемещаться по уровням – вообще неудобно.
Эскалаторы установлены раздельно, и найти их непросто, даже по указателям. Кружили пять минут, пока не нашли. Чудом. Некоторые эскалаторы, кстати, спустя месяц после открытия ТЦ так и не работают.
Лестницы спрятаны за серыми дверями, и указателей к ним мы не обнаружили. То ли плохо смотрели, то ли их действительно не было.
Хотя проходы широкие – толкучки тут не будет. Витрины оформлены с белорусским колоритом и вполне себе со вкусом. Видно, образцово-показательно вложились в дизайн.
Странный нейминг
Хотя местами удивляет странный нейминг. К примеру, магазины Могилевской области расположены за вывеской «Приднепровский край». Если не совсем дружишь с географией, то не сразу догадаешься, что товары-то могилевские. А кто-то может подумать, что страна приросла еще и новым краем.
Или вот еще пример – «Гомельщина созидающая». Почему не написать проще – Гомельская область? Так ведь и понятнее.
Есть и забавные названия самих магазинов. К примеру, бобруйский трикотаж продают в магазине «Трик-Ток». Видимо, с отсылкой к TikTok.
Есть и названия, которые трудно прочитать с первого раза. Особенности местного брендинга.
Что продают в ТЦ
На первый взгляд, больше всего в торговом доме продают мебели. К примеру, в магазине DOMIDEA.BY реализуют относительно бюджетную отечественную мебельную продукцию.
«Здесь огромное число товаров произведено в Могилеве. Есть и другие производители, из других регионов. Есть также российская мебель, которая пользуется спросом. Но вообще, это все наши заводы, которые раньше работали на IKEA, но потом санкции – и мы решили этих производителей объединить у нас», – рассказал продавец.
Нашлись в маркете и некоторые товары под маркой шведского бренда. Видимо, продают остатки.
В ТЦ можно найти также мебель из Пинска, Постав, Гомеля, Минска, Калинковичей и Барановичей.
И что покупают
Покупателей в торговом доме немного. Возможно, потому что рабочий день. Очередей нигде нет, некоторые продавцы откровенно скучают.
Наибольшее количество покупателей – в павильонах с продуктами питания.
Три женщины из России берут колбасные изделия в магазине «Индейка из Лиды».
Некоторые выбирают продукты из Мозыря: там можно прикупить мясо от совхоза-миллионера «Заря» и местные молочные продукты.
Есть люди в павильоне Витебской птицефабрики «Ганна» и «Витебском экопродукте».
Наблюдается интерес и к павильонам фабрик «Спартак» и «Коммунарка». К слову, там можно не только купить вкусности, но и на месте продегустировать кофе или горячий шоколад с десертом.
Море белорусской сгущенки
Ажиотаж в «Смачном крае», там в основном продают товары из Рогачева. Такого ассортимента белорусской сгущенки трудно сыскать в каком-либо другом магазине.
Есть даже десерт в упаковках 2,5 кг и 5 кг.
«И даже такой огромный берут?» – любопытствуем.
«Еще как. Очень любят нашу сгущенку россияне, берут по 10 банок. С разными вкусами разбирают тоже – с кокосом, карамелью, ванилью, шоколадом», – рассказывает продавец-консультант.
Что поесть в ТЦ
Открыто белорусское кафе-бистро – «Пан Жыта». Выглядит все аппетитно: картошка, мясо, колбаски, блины и оладьи, есть и наливки.
Но все-таки как-то грустно – выбор невелик, с тем же «Лідо» ну никак не сравнишь.
Есть в торговом центре и фудкорт.
Правда, людей там почти нет, а точек общепита мы насчитали только четыре. Кофейни Dolce и «Заўжды цікава» от «Белоруснефти», сеть пончиковых Pon Pushka, также есть вывеска «Фьюжн суши», но там закрыто.
Из подслушанного – за соседним столиком пьют кофе работники одного из магазинов. Обсуждают положение дел и сам торговый дом.
«Да, дела с продажами пока идут не очень. Но послушайте, сама идея классная – собрали белорусских производителей в одном торговом центре», – громко говорит мужчина.
Женщины ему поддакивают и отмечают, что было бы неплохо сюда возить группы туристов, тогда продажи вырастут точно.
Какого мнения покупатели
Посетители, в целом, хорошо оценили торговый дом с белорусскими товарами. Говорят, что и такой центр нужен городу.
Кстати, в сети уже активно обсуждают Первый национальный торговый дом. И хвалят, и критикуют.
«Выбор отличный, почти в каждом магазине есть кресло для «посидеть», а вот на коридорах посидеть негде», – оставила комментарий Рина. «Большой ТЦ. Радует, сколько у нас потрясающих производителей и качественных товаров. Но сам центр не полностью заполнен, у самих продавцов много незаполненного пространства. Возможно, скоро это изменится. Также непонятная ситуация с эскалаторами, которые невозможно найти, нету толковых указателей», – сетует Инна. «Первый отзыв на Первый национальный торговый дом – уникальность данного места впечатляет, хорошая идея и хорошая мысль, но с реализацией есть вопросы. Само помещение еще не отремонтировано до конца, потолок как таковой отсутствует, а также нет популярных и современных белорусских брендов, хаос в расположении магазинов по категориям, отсутствие продуктового магазина, но за идею, которую можно очень хорошо допилить, 10 баллов», – добавил Денис В. |
Коротко об увиденном
Если подытожить все вышесказанное – идея торгового центра действительно толковая. Купить товары не через супермаркет, а напрямую от поставщика – это всегда выгоднее и приятнее.
Более того, такой центр однозначно будет интересен туристам, которые приезжают в Минск и окрестности на отдых. Особенно в праздники.
Как идея – возить шопинг-туры из России. С учетом открытой границы, кажется, это может иметь хороший финансовый «отклик».
Но нужно поработать с навигацией в самом ТЦ. И добавить больше объектов общепита.
Отметим, что здесь вскоре должен открыться магазин «Соседи». Заработает и фитнес-центр.
Торговый дом открыт ежедневно с 10:00 до 22:00.