Рост почти на 50% и китайский вектор. Рассказываем о ситуации с продаже новых машин в Беларуси

Авто
Поделись с друзьями

В первые месяцы каждого нового года отечественный автобизнес подводит итоги прошедшего, а 2023-й для данной сферы выдался определённо удачнее предшественника. Рост на почти 50% (47,5%) нельзя назвать случайностью, что накануне подтвердили на пресс-конференции Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).

Рассказываем о ситуации

Вчера мы вкратце озвучили основные тезисы, которые услышали от спикеров, а сегодня av.by публикует более развёрнутую статистику.

Рассказываем о ситуации

Geely другим «китайцам» не ровня? 

— Членами Белорусской автомобильной ассоциации было продано 25 408 машин в 2023 году, — начинает презентацию Дмитрий Ярота, директор «БАА-Консалт». — Это на 47,5% больше, чем в 2022-м. Хотя рост кажется впечатляющим, на графике по годам видно, что падение началось с 2020-го. В прошлом отчётном году произошёл слом отрицательного тренда.

Рассказываем о ситуации

Рассказываем о ситуации

Рассказываем о ситуации

Как отмечает спикер, в абсолютном выражении распределение между типами автомобилей выглядит так: 21 761 проданная легковушка и 3 647 реализованных лёгких коммерческих авто.

Рассказываем о ситуации

Спикер согласился, что китайские бренды лишь отчасти заместили ушедшие с нашего рынка марки. В начале 2022-го их было 28, а к концу 2023-го — 20. Существенно снизился модельный ассортимент: в аналогичных временных промежутках падение составляет 45%, или 78 моделей против 142.

При этом стремительно изменилась доля китайских брендов на рынке: сейчас в Беларуси официально представлены 11 марок из Поднебесной, на которые приходится 82,6% продаж всех новых автомобилей. Даже среди «китайцев» безраздельно доминирует Geely — 87,4%.

Серьёзно поменялась десятка самых реализуемых брендов: её покинули KiaRenaultHyundaiNissan и Toyota. В обновлённом составе с колоссальным разрывом лидирует Geely — продано 15 706 единиц. Следом — Lada и Haval с результатами 2 684 и 756 машин.

В топ-10 нашлось место новичкам прошлого года — Voyah, FAW и Dongfeng.

Сегмент электромобилей и последовательных гибридов — общий класс в отчёте БАА. Подобных авто продали 422 единицы, что на 667% больше, чем в 2022-м. Впечатляющий старт продемонстрировал новичок Voyah Free: эти машины купили 244 раза. Geely Geometry C — 137, а FAW Bestune NAT — 21.

Легковой B-класс традиционно один из наиболее востребованных на отечественном рынке. И здесь вновь лидирует Geely с седаном Emgrand, которым поставщик своевременно пополнил свой ассортимент. За прошлый год реализовано 5 372 единицы, тогда как у ближайших преследователей — Lada Granta и Lada Vesta — показатели недотягивают и до тысячи.

Посмотрели новые Geely Emgrand 7 New в «базе» и топовой комплектации. Какой стоит брать?

В легковом C-классе продано 137 электрокаров Geely Geometry C, далее следуют VW Golf и Dongfeng Shine со скромными результатами — 8 и 5 автомобилей соответственно. Среди машин класса D лидирует JAC J7 (142), оставивший не у дел Audi A4 Limousine (69) и Audi A5 Sportback (58).

Конкуренцией не пахнет в легковом Е-классе. Он представлен тремя моделями: Audi A6 Limousine (136), Audi A6 Avant (18) и Audi e-tron GT (1).

Здесь стоит отметить, что ещё два представителя люксового сегмента — BMW и Mercedes-Benz — не входят в состав БАА, поэтому данные о продажах этих брендов не были озвучены на конференции.

А что у кроссоверов? Здесь результаты не менее интересные, но достаточно предсказуемые. В компактном сегменте лидирует Geely Coolray (BELGEE X50) — 4 745 ед. У JAC JS4 — 121 экземпляр, Kia Seltos — 18.

В классе SUV C позиции распределились следующим образом: первый — Geely Atlas Pro (2 971), на второй строчке — Geely Tugella (1 814), а замыкает тройку Haval Jolion (380).

Среди «паркетников» D-класса вновь больше всех было продано моделей GeelyMonjaro и Okavango — 493 и 170 единиц соответственно. По 150 автомобилей ушли новоиспечённым владельцам Haval F7 и Renault Koleos.

Рейтинг класса представительских кроссоверов возглавил Voyah Free. Машин за полгода присутствия модели на рынке продали аж 244! Следом идёт более знакомый VW Touareg с результатом 192 ед., а тройку замыкает Audi Q7 — 78 авто.

Удивительная выживаемость и рост фиксируются в классе внедорожников. За 2023-й было продано 844 автомобиля, а состав участников в целом год к году не меняется. Пьедестал делят Lada Niva Legend (517), Lada Niva Travel (203) и УАЗ «Патриот» (123).

По результатам прошедшего года в двадцатке самых популярных моделей немало новых имён. Загибаем пальцы: Geely Monjaro (493), Voyah Free (244), Geely Okavango (170), FAW Bestune T77 (159), Dongfeng Shine GS (157), Jetour Dashing (139). Ну а лидером стал Geely Emgrand — продано 5 372 единицы.

В лёгких коммерческих автомобилях тоже прибавка — плюс 52,5% к прошлому году. Правда, общий показатель в 3 647 машин пока не добирается до уровня 2019-го. Подозреваем, всё ещё впереди.

Калейдоскоп новинок от «БЕЛДЖИ»: Emgrand на «автомате», рестайлинг Coolray и Atlas Pro

Геннадий Свидерский, гендиректор СЗАО «БЕЛДЖИ», своё выступление начал с самого главного — грядущих новинок.

Скриншот видеотрансляции Национального пресс-центра Республики Беларусь

— Год прошёл быстро, и мы довольны результатами — более 70% продаж пришлись на физических лиц. Самая главная задача, решённая в 2023-м, — это покупка лицензии на Geely Coolray, благодаря которой появилась модель BELGEE X50. С точки зрения названия изменения незначительные, а относительно стратегии — переходим на новый уровень. При наличии документации мы более активно запустили процессы локализации и считаем, что модель будет долго жить на рынке. Данную платформу сейчас взял Объединённый институт машиностроения НАН.

Съездили на белорусско-китайский завод и изучили сменщика «Кулрея»

— Планируем сохранять позиции на рынке, завоёванные нами в 2023 году. С этой целью мы провели и завершили технические работы по модели Geely Emgrand, увидев востребованность со стороны такси, каршерингов и просто личного использования. Провели рестайлинг модели, сделав модификацию с вариатора на 6-ступенчатую АКПП. Вывод модели планируется на первый квартал 2024-го — надеемся, новинка понравится покупателям.

Вопреки предварительным прогнозам, на белорусский рынок вернутся обновлённые Geely Okavango c 7-местной компоновкой салона, а также Coolray c четырёхцилиндровым двигателем и рестайлинговый Atlas Pro.

Вот такой он — новый Geely Сооlray! Изучили второе поколение китайского SUV, которое завезли в Беларусь

— Ключевым является накопление опыта и потенциала по сервису. Если мы сразу начинали с 9 сервисных центров, то на конец года их было уже 33. В этом году планируем открыть ещё два сервисных центра. На заводе мы имеем более 15 миллионов позиций по запасным частям.

Председатель БАА: «Правительство не приняло решение об изменении утильсбора»

Один из главных вопросов, нависший над белорусским автобизнесом, — повысится ли утильсбор в нашей в стране по примеру соседней России. Его затрагивали на пресс-конференции, однако мы решили обсудить его более детально с Сергеем Вариводой. Приводим, что узнали от председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации.

Скриншот видеотрансляции Национального пресс-центра Республики Беларусь

— Предугадывать действия законодателя сложно, — говорит собеседник. — Экономическая логика подсказывает, что в рамках единого экономического пространства Союзного государства основные налоги (я уже не говорю о пошлинах среди стран Таможенного союза) должны быть гармонизированы. Поэтому утилизационный сбор должен быть плюс-минус одинаков по ставкам в Беларуси и России. Тем не менее пока белорусское правительство не приняло решение об их изменении, хотя этот вопрос там обсуждается. Будет ли оно и когда — это нам неизвестно.

— Безусловно, утильсбор включается в цену продаваемых дилерами автомобилей. Другими словами, любое увеличение стоимости за счёт данного сбора в конечном итоге компенсирует потребитель, и это имеет определённый проинфляционный эффект. Потому я не исключаю, что в текущей ситуации, когда вопросы финансовой стабильности, инфляции и ограничения цен имеют приоритетное значение, правительство, может быть, считает несвоевременным введение дополнительных налогов и сборов, которые приведут к увеличению цен на легковые автомобили. Напомню, их относят к категории потребительских товаров и цены на них регулируются постановлением № 713 Совмина.

 Тема «140-го» указа затрагивается спикерами БАА на каждой ежегодной пресс-конференции, ведь его лазейки используют для массового ввоза в страну машин, что, безусловно, влияет на объём продаж новых авто в республике. Звучат предложения если не об отмене, то как минимум о внесении корректировок. На ваш взгляд, стоит ли ожидать их в 2024 году?

— Вопрос тоже из серии «угадай-ка» в попытке спрогнозировать то, что нам не совсем понятно. Хочу сказать, что БАА на текущий момент (имеются в виду 2022—2023 годы) не занимает жёсткую позицию относительно необходимости отменить нормы Указа № 140. Хотя мы ещё раз подчёркиваем: если бы эти льготы использовались в тех целях, которые были задекларированы, а именно как мера социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения, то проблемы для рынка новых авто не было бы в принципе. Так как он используется недобросовестными предпринимателями, ставшими бенефициарами указа, конечно, вопрос его корректировки актуален.

— Почему мы сегодня не ставим вопрос о реализации мер, озвученных годом ранее? К примеру, о введении периода, в течение которого ввезённое транспортное средство нельзя будет отчуждать (в том числе продавать. — Прим. авт.). Дело в том, что авторынок столкнулся с дефицитом предложения, а он привёл к сокращению модельного ряда новых машин в дилерских салонах. Одномоментная отмена указа или его корректировка приведёт к тому, что скрытая под водой часть айсберга, именуемая у нас импортом по неорганизованным каналам ввоза, не сможет быть замещена официальными поставщиками. Возникнет дефицит, а цены устремятся вверх.

— На мой взгляд, важно выработать меры по точечной корректировке норм данного указа. К примеру, в рамках круглого стола «Перспективы дилерских продаж электромобилей» мы предлагали попробовать вывести из-под льготного регулирования отдельные сегменты рынка — в частности, «зелёные» автомобили. Это не такая большая доля рынка, тем более у самих дилеров амбициозные планы по наращиванию поставок. Подобными небольшими шагами можно двигаться к тому, чтобы минимизировать влияние указа на рынок, — отмечает Сергей Варивода.

Когда мы говорим про рынок и потребителя, то имеем в виду, что 72% продаж новых машин — у отечественного производителя. И неорганизованный ввоз ограничивает в первую очередь именно его и его дилерскую сеть.

— Мы понимаем противоположные мнения, что «140-й» указ даёт возможность сформировать значительную часть доходов госбюджета, уплачиваемых импортёрами этих транспортных средств. У нас на это тоже есть аргументы: каждая такая машина теоретически замещает сошедшую с конвейера или купленную в дилерском центре. По нашим оценкам и расчётам, от продажи производимого и/или официально реализуемого автомобиля госбюджет получает большую сумму, чем при ввозе по льготе. Такой у нас сейчас взгляд на ситуацию.

— Насколько реально в текущем году внести изменения? По моему личному оценочному суждению, которое ни на чём не основано, в 2024-м это нереально, — заключает председатель БАА.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.