Представьте: вы сели в междугороднюю маршрутку и даже нашли свободное место у окна. На улице солнце, за стеклом сменяются пейзажи – и вы чувствуете радость и душевный подъем. Правда, ровно до тех пор, пока сосед не достанет из сумки жирный беляш, наполняющий весь салон запахом привокзального буфета. Настроение портится, но и замечание делать неловко: а вдруг пассажир ничего не нарушает? Или он все же не прав, рассказывает «Знамя юности».
Кофе, чипсы и банан
По этому поводу Межрегиональная ассоциация перевозчиков недавно провела исследование. Оно не претендует на научность, но все равно показательно, рассказывает председатель организации Оксана Мягкова:
– Мы опросили несколько десятков пассажиров, чтобы узнать, берут ли они в дорогу перекус. Как оказалось, 20 процентов делают это всегда, 42 – время от времени, а вот 38 процентов предпочитают не есть в пути вообще. Чаще всего в поездку берут напитки, шоколадные и злаковые батончики, снеки, орехи, бананы и яблоки. Самые предусмотрительные заранее делают бутерброды и наливают в термос чай или кофе.
Кроме того, у пассажиров спросили, не мешает ли им чужая еда в салоне. Почти 45 процентов оказались лояльны к соседским сэндвичам и шоколадкам, приводит статистику Оксана Мягкова:
– 28 процентов однозначно против любой еды. Остальным мешает только то, что имеет сильный запах: колбаса, хот-доги, чипсы.
Вероника Лавринович из тех, кого не раздражают жующие соседи. Два раза в месяц второкурсница Белорусского государственного университета культуры и искусств курсирует по маршруту Минск – Шарковщина – Минск, чтобы навестить родителей. И хотя в большинстве маршруток висит объявление, что прием пищи в салоне запрещен, по наблюдениям Вероники, многие втихаря нарушают это правило: едят шоколадные батончики, чипсы, пьют кофе:
– Если честно, ни разу не была свидетелем того, чтобы водитель делал за это замечание. Но и пассажиры на моей памяти всегда вели себя адекватно: фантики на пол не бросали и стаканчики в проходе не ставили. Сама я в дороге не ем, мне кажется, что два часа – это не тот временной промежуток, за который можно умереть от голода.
А вот профориентолог Катерина Турченя более категорична:
– Еда в салоне – это как минимум небезопасно. Как-то девушка рядом со мной пила кофе из стакана без крышки, а я волновалась, что одно резкое торможение – и ее капучино окажется у меня на брюках. Кроме того, рядом могут оказаться люди с высокой чувствительностью к запахам (например, беременные, аллергики), для них соседство с вашим бутербродом превратится в пытку. Как и для тех, кто не успел поесть. Я сама не раз запрыгивала в маршрутку голодная и потом истекала слюнками, когда кто-то устраивал обед в салоне. Но однажды была настолько голодна, что не выдержала и взяла в дорогу сочную и пахнущую шаурму. Мне было очень стыдно, но очень вкусно.
«Уважаемые пассажиры, семечки едим со скорлупой»
А что скажут водители? Михаил Колосович возит пассажиров по маршруту Минск – Лида – Минск. Есть в салоне он не запрещает:
– Я не имею на это права. Да и большинство пассажиров – нормальные адекватные люди, которые не мешают другим и убирают за собой. До этого работал на минских городских маршрутах, так вот там оставляли много мусора – пассажиры порой просто выворачивали карманы, набитые ненужными бумажками, прямо себе под ноги. Потому что понимали: через пять минут они выйдут и больше никогда не увидят ни меня, ни моего микроавтобуса. На региональных маршрутах к транспорту относятся бережнее, все-таки никому не хочется провести два часа в грязи.
Тем не менее Михаилу периодически приходится поднимать с пола фантики и пустые стаканы, как-то довелось убирать с обивки кресел следы от кетчупа:
– Но самая больная тема – жвачки. Зимой проще: они замерзают и отваливаются. Потом просто сметаешь их в совок. А вот летом, в жару, одна приклеенная к сиденью резинка может вымазать несколько пассажиров и полсалона. Еще одна проблема – семечки. Это продукт, который невозможно есть аккуратно. Поэтому делаю замечание, но в шутливой форме, чтобы не обидеть. Мол, ребят, у меня в автобусе семечки можно есть только со скорлупой. Ребята хихикают, но пакетик прячут.
Почему пассажиры не пользуются возможностью перекусить во время санитарных остановок? Может, им просто не хватает времени, чтобы купить и съесть бутерброд? Михаил уверен, что дело не в этом:
– Даже если я объявлю 20-минутную кофе-паузу, большинство все равно останется на своих местах. Почему так? Во-первых, мой маршл предпочитают брать бутерброды из дома.