Россияне ищут дорогие машины, белорусы — бюджетные. Что происходит на рынке поддержанных авто в Гродно?
Вторичный автомобильный рынок в гродненском регионе всегда привлекал внимание российского покупателя. На многих площадках даже выделяли отдельные ряды для гостей с востока: как правило, здесь сосредотачивался самый свежий и самый дорогой премиум с небольшим пробегом.
Как себя чувствует автомобильный рынок европейской «бэушки» сейчас? Есть ли бум среди российских покупателей в преддверии нововведений по «140-му» указу? И как за зиму поменялись предпочтения и возможности белорусов?
Журналисты av.by, вооружившись толщиномером и компетенциями специалиста «Фанатавто», наведались на популярные площадки и узнали, что здесь происходит.
По пути автоподборщик Дмитрий рассказывает нам про нынешние предпочтения белорусов. Топ любимых иномарок у жителей Гродненщины сегодня выглядит так:
— На первом месте — BMW Х1, Х3, Х5. Потом, как правило, идёт Peugeot 3008 и 5008, а тройку ходовых моделей замыкают Volkswagen Golf и Passat, — говорит собеседник и добавляет, что сейчас очень большой спрос на автомобили среди россиян. — У них, конечно, всё иначе. Если белорусы ищут машину до 20 000 долларов, то ребята из РФ присматриваются к авто от 30 000 долларов. Иногда готовы изучить экземпляры чуть дешевле. Но это скорее исключение, чем правило.
Большой спрос сейчас, как и прежде, на модели, некогда раскупавшиеся словно горячие пирожки. Это Volkswagen Polo, Renault Logan, Skoda Rapid — популярные «бюджетки», которых очень ждут в службах такси. Сейчас новых днём с огнём не сыщешь, а на «вторичке» экземпляры после одного-двух владельцев обычно долго не задерживаются.
К слову, автор материала буквально на прошлой неделе реализовала VW Polo Sedan, служивший семье верой и правдой пять лет. Новый седан купили когда-то у гродненского официального дилера за 10 000 долларов.
Комплектация автомобиля была хоть и не полностью топовой, но вполне себе достойной: подогрев сидений, камера заднего вида, обогрев стекла, мультируль…
Правда, в ДТП машинка однажды побывала. Сильного удара не произошло, но подкрасить пару элементов пришлось. Реальный пробег — 119 000 км! Объявление о продаже провисело на av.by чуть больше трёх недель.
Реальных покупателей оказалось немного. В основном люди писали сообщения и сразу пытались сбросить цену на 1 000 долларов! Кстати, о цене. Средняя стоимость автомобиля 2018 г. в. составляла 11 800 долларов. Можно было купить 5-летний седан российской сборки и за $14 тысяч. Если верить продавцу, «в идеальном состоянии и с маленьким пробегом». Но имелись и экземпляры с пробегом под 300 тыс. км. Они продавались существенно дешевле — от 9 000 долларов.
Признаться, предложений купить авто за 10 000 долларов было предостаточно. Но автомобиль уехал в Лиду перевозить жителей городка и доезжать свой век в такси. Итоговая цена сделки — $10 900!
Но вернёмся к предложениям автокомисов. Заглянув на первую площадку, кроме машин и менеджеров, мы никого не застали, но это и понятно — будний день! Обычно покупатели на рынок подтягиваются в выходные. Но никак не в среду.
— Эх, на пару минут раньше заглянули бы. Только что от нас уехали россияне! — с сожалением в голосе произносит менеджер.
— Купили что-то у вас?
— Забрали Audi A4 за 25 000 долларов! А на выходных взяли Range Rover. Он так вообще стоил больше $30 тысяч… Сейчас у россиян «хапун», можно сказать! Едут и покупают у нас много машин… Причём чаще всего стали приезжать люди, которые приобретают для себя, а не перекупы. Вот в чём разница!
— Самый дорогой автомобиль, купленный россиянами, — пикап Dodge Ram. За ним приехали аж из Сахалина! Он стоил 90 000 долларов. Но были сделки, после коих и за 13 000 долларов машина уезжала в РФ.
— А что русские говорят по поводу грядущих изменений?
— Очень спокойно к этому относятся. Наверное, многие до конца не верят, что что-то произойдёт.
— Какой средний ценник у вас? И насколько запрос россиян отличается от желаний рядового белорусского покупателя?
— Белорусы от 8 000 долларов машины ищут, а россияне — от $20 000! Вот и весь сказ. Но если белорусские покупатели нормально относятся ко вторичному окрасу, то русским нужны только заводское ЛКП и маленький пробег — до 100 000 км.
— Надо понимать, что даже на европейском рынке такие машины встретишь редко. Многие из них имеют вторичный окрас, хоть и косметический. А на одометре, как правило, цифры ближе к 170 000 км. А ещё русские категорически против «американцев»… Могут посмотреть только на тот автомобиль, который не найдёшь в Европе. Сильно битые или «утопленники» их вообще не интересуют! А сейчас же это легко пробивается…
— Как думаете, что будет с рынком после 1 апреля? Стоит ли ждать снижения цен на «вторичке»?
— Мне кажется, для машин до $30 000 ничего не поменяется. Возможно, дорогие экземпляры за 60 000—70 000 долларов упадут в цене. И то не факт.
— Какие марки любят белорусы? Как совершают покупку: за собственные сбережения или с привлечением кредита?
— Скажу так: Peugeot 5008 на площадке не застаивается! Гродненцы часто выбирают французские дизельные компакт-вэны — «Рено», «Пежо»… Конечно, чаще всего покупают в кредит. Причём те, кто работает за границей, выбирают лизинг. Он привязан к курсу доллара, но для трудящихся в Европе это и неважно. Те, кто работает в Беларуси, предпочитают кредит.
Благодарим менеджера за информацию и идём гулять с автоподборщиком по торговым рядам. Надо признаться, свежих машин действительно очень много! Центральное место занимают до блеска вымытые BMW последних годов выпуска. Рядом — любимчики белорусов Peugeot 3008 и 5008. Ну и совсем на окраине сиротливо «тулятся» старенькие легковушки по бросовым (по меркам площадки) ценам.
Решаем посмотреть, в каком состоянии доезжает до нас европейская «вторичка»!
Останавливаемся около BMW 520d (G31). Премиальный седан, говорит автоэксперт, скорее всего, уедет в Россию. Хотя есть вероятность, что купит его и белорус. Цена-то вполне заманчивая!
— Думаю, реальному покупателю ещё уступят. Пробег здесь неплохой для дизельного двигателя — 195 000 км. Кожаный салон, дорогая оптика, электроприводы, панорамная крыша…
— Под капотом хороший двигатель — 2-литровый дизель! Последняя B-серия моторов на BMW. Они обычно проезжают 300 000 км без вопросов.
Дмитрий проходит с толщиномером вокруг машины:
— Вот и понятно, почему такой ценник! Достаточно много вторичных окрасов: на капоте, крыле, дверях и крышке багажника… Где-то просто косметический, но где-то уже шпатлёвочка лежит… Ну и здесь задний привод, а не полный.
Рядом стоит BMW Х1 — ещё один хит на гродненском авторынке. Причём берут его и россияне, и белорусы. За небольшой кроссовер продавец хочет выручить 18 999 долларов.
— Вроде цена неплохая, но смотрите, что нам предлагают за такие деньги: двигатель объёмом 1,5 л, тканевый салон. КПП — «робот», это не самый надёжный агрегат. Маленький экран мультимедиа, ну и на одометре — 170 000 км пробега.
— Есть вторичный окрас… И машина сама по себе специфическая. Для девушки будет неплохим вариантом, но для семьи лучше, конечно, Peugeot 5008.
— Дмитрий, сейчас в продаже полно дорогих иномарок. До 1 апреля остаётся не так много времени. Ваши прогнозы: что будет с ними, если их не раскупят россияне?
— Отдадут белорусам по себестоимости. Делов-то!
— А какой процент, как правило, «приклеивают» к цене перекупы?
— Здесь уже кто на что горазд. Кто-то тысячу долларов «приклеит», кто-то — все $5 000! Многое же зависит от машины и от того, где её купили. Профессиональные перекупы знают места и стоянки в Европе, где можно очень выгодно взять машину!
Позже мы заглянули на соседнюю площадку. Угрюмый менеджер сказал, что не готов рассказывать про дела фирмы, и, хлопнув дверью, скрылся в небольшом павильоне… Ладно, мы не гордые! Изучим ассортимент самостоятельно.
— Кстати, подобные машины тоже часто смотрят белорусы, — говорит автоподборщик, подходя к Audi A6 (С6) 2005 года выпуска. — Если ищут до 10 тысяч долларов, то выбирают и такие. Или, например, VW Passat B5. Но это уже классика!
Наше внимание привлекла Skoda Rapid 2020 г. в. с бензиновым двигателем 1.6 и АКПП. На одометре аж 356 000 км! А цена — 7 550 долларов.
— Не много ли за лифтбек с таким пробегом?
— Я вам так скажу: если бы сейчас в страну завозили «Шкоду», покупали бы эти машины очень хорошо. Когда-то Rapid, Octavia и Superb пользовались большим спросом! Потому и ценник держится высокий.