Нужны 9 тысяч работников с правами. Почему не хватает водителей автобусов и что с этим делать?

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Вот уже несколько лет человечество пугают развитием искусственного интеллекта. Мол, он приведет к исчезновению привычных профессий. В зоне риска оказались и водители. Ведь беспилотный автомобиль не устает, не совершает человеческих ошибок, не спит за рулем и не требует повышения зарплаты.

Почему не хватает водителей

Правда, реальность оказалось другой. Пока ИИ с трудом справляется с управлением авто и регулярно устраивает аварии. А водители тем временем из потенциально безработных стали одной из самых востребованных профессий. По всему миру сейчас, что интересно, требуются более 3 миллионов профессиональных «драйверов».

Например, на портале государственной службы занятости в Беларуси прямо сейчас доступны около 9 тыс. свободных вакансий для тех, у кого есть права разных категорий, а также необходимые допуски для управления другой техникой вроде погрузчиков. Однако, в дефиците и водители автобусов. И ситуация в ближайшее время может стать только хуже.

В чем дело? МАП разбирался вместе с Межрегиональной ассоциацией перевозчиков

Нужен опыт! Где его взять?

Не секрет, что за рулем автобуса должен находиться опытный водитель. Поэтому для работы на маршрутках сейчас требуется стаж от 2 лет. Где его наработать?

Раньше стаж добирали на городских маршрутках. Здесь могли работать водители с категорией «D» без опыта. А уже потом они пополняли когорту тех, кто выходил на межгород. Но сейчас ситуация изменилась. Напомним, с 21 января вступили в силу изменения в Правила перевозок пассажиров. Для всех видов маршруток обязательным требованием для водителя стало наличие стажа не менее двух лет.

Получается, работодателям надо расставаться с теми, кто уже принят на работу, но еще не набрал нужного стажа? Четкого ответа на этот вопрос мы пока еще не получили…

Кроме того, в условиях дефицита необходимо еще где-то найти новых водителей. Как это сделать?

Поднять зарплату … и престиж!

Кажется, самый простой путь решения проблемы – увеличение заработной платы. Конечно уровень дохода водителей должен расти, но вряд ли проблему можно решить, если вкладываться только финансово. Игра на «повышение» среди работодателей может сыграть злую шутку со всеми. Пассажиры почувствуют на себе это в цене на билет, а перевозчик станет заложником «капризов» работника, который может требовать прибавки и грозить уйти к конкурентам, где точно заплатят еще больше.

А вот вкладываться в повышение престижа профессии точно необходимо всем заинтересованным сторонам. В том числе и перевозчикам.

Какой образ сейчас создает словосочетание водитель маршрутки? Чаще всего, к сожалению, это будет не самая привлекательная картина: одет в спортивные штаны, едет быстро, нарушает, а еще успевает поговорить по телефону или посмотреть в смартфоне прикольные ролики.

Конечно, есть и обратные примеры, но они пока исключение из правил. Владимир из Гродно, который получил неофициальное звание самого вежливого маршрутчика в стране, угощает пассажиров конфетами, знает каждого по имени, и включает в пути душевные фильмы. Но к сожалению, таких водителей пока единицы.

Впрочем, Межрегиональная ассоциация перевозчиков работает и в этом направлении. В прошлом году, например, совместно с творческим объединением «ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» разработано уникальное пособие «Культура пассажирских перевозок: гостеприимство, сервис, этикет водителей и пассажиров».

Оно стало своеобразной памяткой, рассказывающей о том, как правильно выстроить свое поведение в различных ситуациях. Это чек-лист для водителя о том, как сделать поездку комфортной, поднять настроение и сберечь нервы себе и пассажирам. Все нюансы работы изложены в доступной форме и на понятном языке.

Украл, выпил … на новую работу…

Дефицит водителей приводит иногда к тому, что работодатели вынуждены рисковать и брать в штат сомнительных кандидатов.

К сожалению, не редки случаи, когда «по кругу» из одной фирмы в другую ходят недобросовестные водители, которые отличились не самыми красивыми поступками. Кто-то уходил в запой и срывал рейсы, кто-то постоянно устраивал странные ДТП, а бывали и те, кто пропадал с выручкой за несколько дней.

Как вычислить потенциально неблагонадежного работника? Просить характеристики с предыдущих мест работы, обзванивать других работодателей – вот возможные варианты решения проблемы.

Также к найму можно привлечь психолога-эргонолога. Специалист поможет уйти от «слепого» приема на работу, позволит отсеять сомнительных кандидатов на ранней стадии. Мало того, строгий подход к оценке профессиональных и личностных качеств наверняка заставит меняться в лучшую сторону и самих соискателей.

Еще одна ситуация – лишенные прав водителей. Бывает ситуация, когда человеку запрещают управлять авто по медицинским показателям. При этом права у него на руках есть. О том, что в рейс выехал «бесправник», перевозчик узнает от остановивших маршрутку сотрудников ГАИ. Как итог, сорванная поездка, испорченная репутация, проблемы с пассажирами…

Эту проблема, кажется, вскоре станет не такой актуальной. Уже осенью в Беларуси заработает реестр перевозчиков и водителей. Он будет синхронизирован со всеми другим базами, так что выявить водителя, у которого есть проблемы с документами, будет проще.

Что дальше?

Сиюминутно решить проблему с нехваткой водителей вряд ли возможно. А вот вкладываться в будущее стоило начинать еще вчера. Привлекать в профессию кадры нужно не только возможностью заработать, но и комфортными условиями для труда, а еще престижностью такой работы. Новая современная техника, уважительное отношение к водителю со стороны нанимателей и пассажиров, создание имиджа важной и востребованной профессии – все это может стать стимулом для выбора именно этой сферы.

Есть важные нюансы в подготовке водителей. Сейчас их учат буквально лишь управлять транспортом. МАП со своей стороны считает, что стоит уделять внимание не только профессиональным навыкам, но и психологической подготовке, а также развитию деловых, коммуникативных, лидерских качеств.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.