«Больше 130 км/ч не едет. Зато может вскипятить чайник!». Белорусский блогер оценил BYD Seagull
Брестский блогер Василий Пошелюк, более известный под псевдонимом #ВАСЬКАПИЛОТ, имеет достаточно богатый опыт эксплуатации электрокаров. Первый Nissan Leaf для своей большой семьи он приобрёл четыре года назад. «Японец» на батарейке произвёл положительное впечатление на владельца, сразу показав свои явные преимущества перед имевшимся в хозяйстве в то время бензиновым Hyundai Solaris.
Одним из главных плюсов «электрички» стала существенная экономия на топливе, ведь тогда все зарядные станции для электромобилей были бесплатными, рассказывает av.by.
Через полтора года у Пошелюков появился Nissan Leaf II, а несколько месяцев назад Василий поменял его на новый электромобиль BYD Seagull. Дебютировав весной прошлого года на Шанхайском автосалоне, «Чайка» (именно так переводится название модели) вызвала ажиотажный спрос в Китае: всего за сутки новинка собрала более десяти тысяч предзаказов!
И такой фурор вполне объясним, ведь младшая модель «океанического» семейства BYD вышла на местный рынок с весьма скромной ценой — 78 тысяч юаней, что в пересчёте в американскую валюту составляет чуть менее $11 000.
Василий приобрёл свою яркую «Чайку» в одной из брестских фирм, занимающихся доставкой автомобилей, за $14 700. Из Поднебесной машина добиралась до брестчанина два с половиной месяца.
— На момент покупки эта модель была представлена в наличии в нескольких цветах, — рассказывает Василий. — Белый электрокар купили до нас, чёрный цвет показался скучным, поэтому выбор пал на такой вот кислотный зелёный. Жене понравился; автомобиль изначально предназначался именно для неё.
— Были ли у вас какие-нибудь страхи и предрассудки, связанные с приобретением китайского авто?
— Конечно, присутствовал определённый скепсис! Но перед покупкой я проштудировал сайты с запчастями, удостоверился, что различных деталей на BYD у нас достаточно, а значит, с ремонтом проблем возникнуть не должно. Да и марка уже достаточно известна в Беларуси, всё чаще вижу на улицах города эти электрокары, в том числе такси, среди которых особенно популярны BYD Dolphin.
— Расскажите об основных характеристиках вашей модели.
— По сути, Seagull — это уменьшенная и упрощённая версия модели Dolphin. Их объединяет общая платформа e3.0, то есть унифицированы многие узлы и дизайнерская идея. Интерьер «Сигал» оформлен почти так же, как и у старших братьев, но проще в деталях. Сразу оговорюсь, что у меня самая простая комплектация этой модели — без модных светодиодов в фонарях.
— Автомобиль оснащён аккумуляторной батареей ёмкостью 30 кВт·ч и электродвигателем, обеспечивающим достаточно большую мощность (55 кВт) и экономичность. Что касается электроники, то Seagull получил сразу два экрана: меньший играет роль виртуального «девайса», больший необходим для нужд мультимедийной системы. Как и в более крупных и дорогих моделях BYD, этот сенсорный экран можно поворачивать на 90 градусов, применяя альбомную или портретную ориентацию.
— Какие преимущества этой модели вы можете выделить спустя три месяца эксплуатации авто?
— Во-первых, довольно стильный современный дизайн — на машину все обращают внимание. Компактный размер — также существенный плюс для городского авто. При этом в салоне достаточно просторно. Мне с моим небольшим ростом (175 см. — Прим. авт.) вполне комфортно, детям на заднем сиденье тоже места хватает.
— Для «бюджетника» автомобиль имеет достаточное количество опций. На планшет можно скачать любые приложения. По сути, это обычный «Андроид». Язык здесь китайский или английский (на выбор). Сначала хотел установить русский, но потом понял: надобности в этом нет — навигация и так простая и понятная. Кстати, знаю, что во многих китайских автомобилях других марок английский не предусмотрен, всё только на китайском. Так это ещё один плюс BYD.
— Рулевое колесо имеет D-образную форму, что обеспечивает комфорт и удобство управления автомобилем. Есть парктроники и задняя камера. Я ими особо не пользуюсь, но жена отмечает удобство парковки на Seagull. Функция автозапуска автомобиля — тоже очень удобно.
Ну и, разумеется, экономичность — ещё одно неоспоримое преимущество «Чайки». Запас хода — 170 км без подзарядки в зимний период, то есть заряда в 20 кВт хватает на 100 км пути. Думаю, летом с полной батарейкой можно будет проехать около 220 км без подзарядки.
— А какие недостатки у этой модели вы можете выделить?
— Из минусов лично для меня — достаточно скудный набор электроники в сравнении с Nissan Leaf, шумоизоляция тоже похуже будет… За счёт узких колёс машина не так устойчива на дороге, управляемость страдает при сильных порывах ветра, например. Также стоит отметить, что здесь нет теплового насоса, то есть при активации обогрева зимой заметно увеличивается расход энергии. А ещё отсутствует датчик наружной температуры! Барометр имеется, а простенький датчик не предусмотрен.
— Кузов у этой модели неоцинкованный. Время покажет, насколько хорошо подходит машина для нашего климата. Ещё один минус в том, что у нас не работают некоторые приложения. К примеру, управление голосовыми командами только на китайском. И невозможно открыть автомобиль с помощью телефона. Говорят, скоро это исправят.
— К слову, открыть авто можно ключом или NFC-карточкой. Последней не очень удобно пользоваться, так как её нужно прикладывать к зеркалу заднего вида, расположенному с водительской стороны. То есть, чтобы положить вещи в машину либо посадить детей с другой стороны, надо обходить автомобиль, прикладывать карточку, а затем идти обратно.
— Ещё один обнаруженный мной недостаток — нет подсветки в багажнике. Понятно, что транспорт бюджетный, но ведь светодиод стоит копейки! И я не придираюсь, это действительно неудобно. Кстати, и сам багажник не очень большой: детская коляска, например, может не поместиться.
— В минусы (уж не знаю, машины либо нашей придорожной инфраструктуры) можно записать и то, что на Seagull не отправишься в дальние поездки за пределы города. На трассе M1 зарядок для китайских электромобилей у нас пока очень мало, хоть и обещают, что со временем они появятся. На «Чайке» я ездил в Пинск, это примерно 180 км в одну сторону. Пришлось брать у знакомых и везти с собой переходник с европейского на китайский разъём. К слову, его стоимость составляет $1 200, поэтому покупать его для редких продолжительных поездок нецелесообразно.
— А какую максимальную скорость развивает Seagull?
— Больше 130 км/ч не едет! Но если честно, на этом автомобиле таким темпом страшно двигаться. Обычно я передвигаюсь на скорости 90—100 км/ч, максимум 110. Тут надо ещё понимать, что при движении с максимальной скоростью очень быстро снижается заряд батареи. Поэтому, если ехать на все деньги, при полном заряде машина преодолеет максимум километров 120. Всё-таки это больше городской автомобиль.
— Насколько экономичны электромобили в использовании? Сколько денег уходит на зарядку и обслуживание?
— Лично я езжу много. Только на этом авто за три месяца уже 8 000 км накатал. Поэтому для меня экономия существенная, тем более что заряжаю автомобиль во дворе частного дома. Как-то подсчитал, что за два года пользования электромобилями я сэкономил на топливе около $3 000.
— У меня обычный щиток около дома, в нём напряжение 220 вольт. За 620 рублей купил зарядное устройство на 7 кВт. Это, пожалуй, первое, что необходимо приобрести тем, кто планирует обзавестись электромобилем и заряжать его дома. Заводская зарядка из родного комплекта очень медленная: чтобы проехать 100 км, придётся 9 часов ждать! Ну а 7-киловаттной восполняю данный запас хода за 2,5 часа. Для полной подпитки достаточно постоять четыре-пять часов — это максимум, который можно выжать из «домашней зарядки».
— Мало кто знает, что существенно сэкономить на «заправке» можно, подключив дифференцированный тариф на электроэнергию. Ночью по нему 1 кВт обходится всего в 0,13 рубля. Для примера: на ЭЗС «Маланки» — 0,49 руб. Действует такой тариф с 23:00 до 6:00, в выходные — весь день. Таким образом, заряд на 100 километров пути обходится всего в 2,60 рубля.
— При этом не нужно вставать ночью, чтобы поставить машину на зарядку. Необходимо просто настроить таймер, и в 23 часа иномарка автоматически начнёт заряжаться сама. Подключить наиболее выгодный тариф на электроэнергию в первый раз можно бесплатно. Для этого надо написать заявление по месту жительства. У нас — в РУП «Брестэнерго».
— Обслуживание электромобилей, на мой взгляд, также проще и в разы дешевле, нежели обслуживание авто с ДВС. На Leaf я наездил примерно 70 тысяч километров, при этом, кроме замены масла в редукторе, ничего не делал. Тормозные колодки 100 тыс. км выдержали, электромобили ведь двигателем тормозят…
— Этот электрокар пока новый, поэтому тоже пока особо никаких вложений не было. Разве что зимние шины 195/65 R15 сразу после покупки поставил. А ещё масло в редукторе на 3 тысячах пробега, как советовали, поменял. Обошлось всё в 56 рублей вместе с заменой. Ну а обновлять техжидкость нужно через каждые 40 тысяч километров пробега.
— Недавно сам смастерил беспроводную зарядку в салоне, так как в этой комплектации она не была предусмотрена. А ещё спаял V2L-кабель, и теперь авто может раздавать 220 вольт. На моём ютьюб-канале есть видео, как я кипячу чайник, подключившись к машине! В принципе, от неё теперь можно что угодно запитать (мощность — до 3 кВт), в том числе реально зарядить другой электромобиль. К слову, эту функцию в основном поддерживают только китайские автомобили, другие «электрички» отдавать энергию не могут. И это также большой плюс «Чайки».
*****
В завершение разговора Василий признался, что в будущем рассматривает покупку второго семейного авто. Конечно, это будет только электромобиль — и, вполне возможно, вновь китайского происхождения.