Китай, «Белшина» и дорогой премиум. Какие колеса покупают гродненцы этой весной?
Стабильный «плюс» радует автолюбителей тёплой погодой! Похоже, наше белорусское «каля нуля» уже не вернётся в страну нынешней весной, поэтому многие автомобилисты активно меняют шины. Журналисты av.by традиционно в начале сезона изучают предложения и спрос на рынке «чёрных и круглых». В этот раз под прицелом гродненский регион.
Мы отправились на местный рынок, который находится на окраине областного центра. Поговорили с продавцами новых покрышек о брендах, ценах и предпочтениях гродненцев. А также попытались завязать диалог с торговцами «бэушкой». Как запрет на ввоз отразился на их бизнесе и можно ли что-нибудь ухватить на «вторичке» по прошлогоднему прайсу?
«Люди голосуют кошельком»
Во время нашего визита на Южном рынке продавцов шин (да и других автомобильных аксессуаров) было значительно больше, чем покупателей. Оно и понятно: во-первых, вторник, будний день. Во-вторых, весенняя погода в апреле весьма непредсказуема — сегодня вовсю греет солнце, а поутру все машины припорошены снегом! Возможно, поэтому «переобуваться» на летнюю резину автовладельцы не торопятся.
Подходим к первому торговцу. Он только что общался с покупателем. Спрашиваем, какими шинами тот интересовался.
— Ничего я не продал! Люди пока только ходят и прицениваются. Хотя весенний сезон особо ещё не начался. Думаю, что предстоящие выходные будут показательными. А вообще, в этом году сезон растянется до мая, — говорит Евгений.
— А что сейчас с брендами на рынке? Кто лидирует по спросу?
— «Китая» стало значительно больше! Нынче как никогда много. Если в прошлом году было 6—7 импортёров китайских шин, то в этом — около 20! Они полностью вытеснили ранее привычный средний ценовой сегмент из Европы.
— А премиальные шины в Гродно ещё можно купить?
— Да, на рынке крутые европейские бренды присутствуют. Не все, конечно… Ну и с учётом санкций цены на отдельные типоразмеры стали выше.
— А можно подробнее: сколько сейчас стоят покрышки для больших кроссоверов?
— Недавно вот продал Continental 250/45 R20 на Audi A7. Одна такая обошлась в 725 рублей, комплект — в 2 900 BYN. Прошлой весной ценник был 650 рублей за штуку. В среднем европейский премиум подорожал на 20—30% c колеса. А вот стоимость китайской резины осталась прежней…
— Ну а основная масса покупателей что выбирает?
— Люди голосуют кошельком! Большинство автовладельцев перешли с бюджетной «европы» на хороший «китай». Владельцы машин с колёсами R16—R17 ещё могут себе позволить более дорогие бренды — корейские или европейские. Однако 80% покупателей выбирают доступные китайские шины.
— А как гродненцы воспринимают покрышки из Китая? Пару лет с недоверием относились…
— С тех пор прошло немало времени. Сейчас шины из Поднебесной вполне себе достойный товар. Есть бренды, которые уже на слуху и потому продаются чуть дороже. Например, Sailun или Linglong. Они на белорусском рынке уже 15 лет, и у них высокая наценка сейчас. Да и недавно появившиеся, судя по отзывам российских потребителей, тоже годный продукт.
— А за сколько можно купить китайский аналог того же Continental R20, например?
— 260 рублей за колесо! То есть разница в три-четыре раза. Если на покрышках небольшого размера это не так заметно, то для больших и дорогих машин вроде Mercedes-Benz GL или BMW X5 цена на комплект будет отличаться значительно.
— А как же наша отечественная «Белшина»? Спрос на неё растёт?
— «Белшина» в этом году прилично расширила модельный ряд. И таки да! Спрос на неё большой. Правда, у населения бытует мнение, будто зимняя линейка «Белшины» Artmotion лучше летней. Осенью белорусские покрышки раскупали активнее, весной же чаще выбирают китайские бренды. Они чуть дороже, но мягче! А некоторые покупатели утверждают, что даже лучше по эксплуатационным качествам…
— Какие марки полностью пропали в этом сезоне?
— Популярные и любимые у нас сербские бренды — Kormoran, Tigar, Taurus. Их здесь нет! Венгерских Laufen тоже давно не завозили… То есть полностью ушла всю бюджетная европейская линейка шин. Даже если отдельные недорогие модели заказывать из Польши — это всё равно влетит в копеечку! Поэтому никто их уже особо и не спрашивает.
— Владельцы премиальных машин тоже голосуют кошельком?
— Здесь по-разному. Есть люди, которые привозят авто из Европы или Америки для себя и планируют ездить на нём как минимум пять лет. Они хотят поставить брендовые шины подороже и готовы заплатить даже 1 000 долларов за комплект! Ну а если везут авто с целью перепродажи, то не заморачиваются и выбирают новые покрышки по низу рынка. Просто знают, что будущий покупатель не оценит их труды и бренд на уже поездивших покрышках. А вот подарить кому-то «на халяву» хорошую резину — в этом не заинтересован никто.
«Всё плохо! Нового привоза нет»
Подходим к соседнему павильону. На наших глазах довольный покупатель удаляется с парой покрышек. Интересуемся у продавца, какие шины он реализовал.
— «Белшину», что же ещё! В будние дни сюда, как правило, приезжают пенсионеры. И большинство из них покупают именно отечественные покрышки. А все остальные берут «китай». Так-то! — чуть ли не скороговоркой выпалил продавец и скрылся в павильоне. Видимо, давая нам понять, что разговор закончен.
Ищем ларёк с надписью: «Б/у шины». Когда-то здесь мы уже были. А вот и хозяин точки! Интересуемся у него, как обстоят дела с торговлей:
— Плохо! Сами посмотрите, — отвечает мужчина, обводя руками совсем небольшой ассортимент павильона. — И это всё прошлогодние запасы! Границы закрыты. Нового привоза нет. Что делать дальше — не знаю…
От диалога с журналистом его сосед, тоже торгующий бэушными шинами европейских брендов, сразу отказался:
— Нечего тут обсуждать! Всё и так видно, — коротко ответил мужчина и демонстративно отвернулся.
— После того как Беларусь ввела запрет на ввоз шин из Литвы, мы ничего не смогли привезти. Сейчас в наличии то, что успели доставить ранее. Хотя в наличии бэушный премиум: Michelin, Goodyear, Continental, — рассказал нам Павел.
Он один из немногих, кто согласился поделиться ситуацией с бывшими в употреблении покрышками.
— Ваши коллеги немногословны. Как обстоят дела с «бэушкой» и какие цены на такой товар сейчас?
— Ну, нет повода у них для радости. Вы должны людей понять… Это их работа, их заработок. А цены выросли, произошло удорожание логистической цепочки. Например, Michelin 205/55 R16 с остаточным протектором 6 мм будет стоить около 300 белорусских рублей за два колеса. А большие типоразмеры и вовсе от 400 до 800 рублей за пару!
— За такие деньги можно купить новые шины! Хоть и китайские…
— Я и не спорю. Но у европейской «бэушки» всегда будет свой покупатель, какие бы новые бренды из Китая ни завозились. Премиум-сегмента из Европы сейчас на рынке свежих шин мало. Но всё ещё есть автовладельцы, которые предпочитают только брендовые экземпляры. Так что клиентская база у нас осталась, товара вот только мало, — не скрывая огорчения в голосе, говорит продавец.
— И что дальше, по-вашему, ждёт сегмент бэушных шин из Европы? Исчезнет, как динозавры?
— Безвыходных ситуаций не бывает. Найдутся способы! — заговорщически подмигивая, отвечает нам мужчина. — Думаю, некоторые переключатся на новые шины из Китая, а кто-то найдёт иные ходы и продолжит возить «бэушку» из Европы. Говорю же, спрос на такой товар есть всегда! Беда лишь сейчас с наличием…