Владимир Протасеня знает, как вернуть к жизни сданное в металлолом авто и превратить его в раритет, который можно увидеть и в кино, и на фестивалях. Первый мотоцикл он отремонтировал в 13 лет, рассказывает БЕЛТА.
«Как-то сосед позвал нас, сельских мальчишек, посмотреть на старый мотоцикл и сказал: «Сможете восстановить — он ваш». Как мы тогда обрадовались, особенно я. Долго над тем мотоциклом колдовал — и, наконец, он завелся! По сути, это была первая машина, которую я восстановил сам», — рассказывает Владимир Протасеня.
На том мотоцикле он стал гонять по деревне. Чаще всего за околицей, чтобы не попасть на глаза милиции. Адам Александрович, отец Володи, поругивал сына и предупреждал, чтобы не лихачил, но втайне все же гордился: голова у парня на месте, да и руки растут откуда нужно.
Вскоре наш герой окончил техническое училище, затем индустриально-педагогический техникум, а потом и вуз — к удивлению, не технический, но жизнь связал с техникой, к которой лежала душа. Права на вождение авто получил в 17 лет. «Отец работал шофером, и мне машины нравились, причем даже больше мотоциклов. Вот и связал свою судьбу с автотехникой, много лет проработал на станции техобслуживания», — признается он.
Когда Владимир Протасеня демобилизовался из армии, заинтересовался реставрацией авто. Первым его «старичком» стал «Мерседес-170 В» 1936 года выпуска. Он много лет простоял у владельца во дворе, но хозяин без сожаления расстался с машиной, увидев в глазах Владимира неподдельный интерес к технике. Этот автомобиль и сегодня находится в автопарке мастера.
«С тех пор для меня реставрация стала хобби, которое я считаю по-настоящему мужским», — говорит собеседник и проводит нас в мастерскую, которую построил во дворе родительского дома в агрогородке Козловичи. Здесь он отводит душу, реставрируя авто, а живет в Слуцке. Вспоминает, что когда начинал интересоваться старыми авто, их реставрацией еще никто не занимался. Считалось, что это бросовые машины, прошлый век.
«А мне они очень нравились. Сегодня в стране есть ряд реставраторов старинных автомобилей. Прошу не путать их с коллекционерами, которые просто скупают ретроавтомобили, фактически инвестируют в них. Есть и те, кто приобретает редкую машину, чтобы позже продать по цене в три-пять раз дороже. Есть люди, которые занимаются ремонтом таких авто, и те, для кого реставрация ретротехики — высший пилотаж», — рассказывает Владимир Протасеня.
Сейчас в его автопарке кроме того самого «Мерседеса» 1936 года есть несколько печально известных «черных воронков», а также машина-амфибия, милицейские «Жигули» эпохи СССР и еще несколько десятков других авто. Всего же, по признанию нашего героя, за всю жизнь он выкупил около 40 «старичков».
«Сейчас авто уже не езжу смотреть, когда мне звонят знакомые приемщики металлолома, потому что захочу купить», — признается он.